Константин Коровин и Крым
Гуляя по гурзуфским улочкам, гости Крыма непременно обращают внимание на интересный памятник двум людям искусства. У входа в типичный южнобережный дачный дом, в компании копны богато цветущих роз, расположились бронзовые Федор Шаляпин и Константин Алексеевич Коровин. Словно бы охраняя вход на белоснежную виллу, они непринужденно общаются меж собой, обсуждая что-то своё, как, наверное, сиживали когда-то на террасе усадьбы «Саламбо», ныне превращенной в дом творчества художника Константина Коровина.
Константин Алексеевич Коровин был типичным представителем творческого паломничества в Крым, начавшегося на рубеже XIX-XX веков. Вместе с ним в Крым с удовольствием ехали другие художники, писатели, философы, а также свет русской аристократии. Здесь сливки общества наносили друг другу визиты, обзаводились имениями, давали волю таланту.
Щедрая на вдохновение крымская земля привлекла и Константина Алексеевича.
В 1910 году он приобретает в Гурзуфе землю и в последствии пишет: «В Крыму, в Гурзуфе, у моря, я построил себе дом в четырнадцать комнат. Дом был хороший. Когда вы просыпались, то видели розы с балкона и синее море.… С террасы были видны Одалары - две большие скалы, выступающие из моря…»
Дачу возводили по чертежам самого живописца, и этим фактом Коровин крайне гордился. Названием своей крымской резиденции он увековечил окончание работ над крайне удачным театральным проектом - создание декораций к балету "Саламбо" (по одноимённому роману Флобера)
Атмосфера тихого южного поселка оказывает влияние на творчество Коровина. Среди картин появляется больше натюрмортов, где главную скрипку играют розы. Эти красивые крымские цветы необычайно увлекли художника. Великолепные желтые розы и сегодня оплетают входную арку перед виллой творца. Кто знает, быть может, сам Константин Алексеевич посадил этот, ныне пышный, огромный куст, стволы которого напоминают могучие лианы.
В Гурзуфе Коровин плодотворно работает, здесь им написаны «Портрет Ф.И. Шаляпина», «Гурзуф вечером», «Пристань в Гурзуфе», «Гурзуф», «Базар цветов в Гурзуфе» и другие. В доме же всегда была непринужденная и оживленная обстановка, часто бывали гости: Репин, Шаляпин, Куприн, Горький, Мамин-Сибиряк, Суриков. С Федором Ивановичем, знаменитым русским басом, Коровин был особенно дружен.
По воспоминаниям Константина Алексеевича, Шаляпин был настолько очарован видом прибрежных останцов Адаларов, что бредил идеей их купить и разбить на голых скалах сад. От безумной задумки певца удалось отговорить. Впрочем, соседом друга Шаляпин всё же стал. Владелица имения Cуук-Су, расположенного неподалеку, щедро одарила голосистого друга целой скалой, а точнее – продала за 1 рубль. На той скале, носящей сегодня имя Шаляпина, Федор Иванович мечтал выстроить замок искусств. Однако не срослось.…
Покинул Крым и Коровин. После революции 1917 года он ни разу не посещал свою милую «Саламбо» и вскоре уехал в эмиграцию, не примирившись с новым государственным строем.