Топонимическая палитра Крыма.
Цвет красный.
Продолжаем знакомство с крымскими «цветными» топонимами. Напомним, что прародителем географического названия может стать схожесть объекта с чем-либо, его размеры, какие-то необычные свойства и характеристики, месторасположение, а также различные цвета.
В первой части статьи мы поведали о географических объектах, в названии которых встречаются черный и белый цвета. Сегодня обратим внимание на теплую цветовую гамму. Итак, цвет красный.
Село Краснокаменка, притаившееся в укромном урочище под названием Кизилташ («красный камень» с крымскотатарского), начинает свою историю в 1856 году, когда архиепископ Херсонский и Таврический Иннокентий учреждает здесь мужской монастырь, кстати, действующий и поныне. В одной из статей мы упоминали о святом источнике, расположенном на территории святого прихода.
Однако краеведам эти края известны вовсе не в благостном церковном аспекте. В мятежные и неспокойные времена, именуемые «Холодной войной», потаённое Кизилташское урочище стало закрытой и засекреченной территорией, и только спустя десятилетия крымчане узнали, что под самым боком у них функционировало довольно вместительное хранилище ядерного оружия.
Тайное строительство началось в 1950 году, с привлечением специалистов метростроя, ведь в толще скал предполагалось создание целой системы тоннелей и бункеров. Тяжелые работы выполняли заключённые, посему на время стройки здесь появился некий "филиал" исправительного учреждения.
Со временем и на поверхности (пока под землей кипела работа), вырос небольшой военный городок, неизвестный простым смертным. Даже письма сюда полагалось отправлять по весьма замысловатому почтовому адресу: Предприятие абонентский ящик 105, Симферополь-32, абонентский ящик 99, Феодосия-13, в/ч 42615, в/ч 62047, в/ч А-2015, в/ч 4125 (Тигр).
До сих доподлинно неизвестно, сколько ядерных припасов находилось в Кизилташских штольнях, а о масштабах беды, которую могли эти припасы принести, остаётся только догадываться.
С распадом Советского Союза и отказом Украины от статуса ядерной державы всё атомные грузы были вывезены и утилизированы.
В наши дни хранилище и военная часть близ него перешли в ведомство ВВ МВД России 112, отдельная бригада, войсковая часть 6915
Как мы уже неоднократно убеждались, многие топонимы имеют свойства задваиваться, а порой и затраиваться. Такое наблюдалось с названиями троп, скал (те же Сююрю-Кая в Крыму – начнёшь считать, собьёшься), населенных пунктов (например, на полуострове существуют три Новофёдоровки, по два Комсомольских и Береговых).
«Красных камней» топонимическое дублирование также коснулось.
В ста с лишним километрах от Краснокаменки Феодосийского горсовета и её тайных тоннелей, на южном берегу Крыма, у подножия Гурзуфской яйлы, раскинулась еще одна Краснокаменка. А рядом с ней – еще один Красный Камень, еще один Кизилташ!
Чем же он знаменит? Во-первых, это природный скалодром. Отвесные стены этого немаленького известнякового останца (высота 72 метра) - идеальное место для любителей проверить свои силы и пощекотать свои нервы, взбираясь на головокружительные высоты, цепляясь лишь за крохотные выступы. Скалолазы давно облюбовали Красный Камень близ Гурзуфа, проложив здесь несколько маршрутов с забавными названиями: «Сало», «Коллективный грех», «Гнездо», «Лимонадный Джо».
Те же, кто предпочитает выбросам адреналина более спокойный отдых с оттенками эпикуреизма, и не упускает случая отведать даров бога Диониса, несомненно, слыхали о знаменитом крымском «Мускате белом Красного камня».
Это ликерное вино впервые появилось на свет в 1946 году стараниями известного винодела Александра Егорова, и с тех пор «гремит» среди любителей и почитателей вин. Доказательство тому – множество наград. Виноград сорта «белый мускат», из которого производят данное вино произрастает неподалеку от Красного Камня, и более нигде в Крыму. Говорят, уникальное сочетание климата и почвенного состава.
А еще у подножия скалы, на которую без труда можно взойти и без скалолазного снаряжения по узкой, крутой тропке, можно найти небольшое озерцо, возле которого снимался один из эпизодов фильма «Дикари». Поклонники палаточного отдыха и безудержного летнего веселья с этой лентой, несомненно знакомы.
Интересный факт: гурзуфский Красный Камень – не совсем Красный Камень. Исконное его название «Гелин-Кая» (невестина скала), а подлинный Кизил Таш оказался разрушен близлежащим карьером, после чего его имя как-то незаметно «переползло» на Гелин-Каю. Впрочем, будучи сложенным мраморовидным известняком, имеющим желтовато-розовый или красноватый окрас, свое новое название Красный Камень – Гелин-Кая вполне оправдывает.
На вершине Красного камня были обнаружены руины небольшого средневекового укрепления. Скорее всего, это был дозорный пункт, призванный охранять спокойствие на пролегающих мимо торговых путях.
Говоря о красном цвете в палитре топонимов Крыма, невозможно обойти вниманием самую протяженную пещеру Крыма – Красную или Кизил-Кобу («коба» - пещера с крымскотатарского).
Мы уже не единожды рассказывали об этой внушительной подземной системе, ставшей исследовательским полигоном для нескольких поколений спелеологов.
Общая длина ходов Красной пещеры более 27 км, но лишь небольшая её часть (около 500 метров) доступна для обывателей и оборудована бетонным дорожками, лестницами, освещением.
Причина тому – река Кизилкобинка или Краснопещерная. Будучи непосредственным творцом пещеры, она же препятствует простому прохождению в дальние залы и галереи.
Для того чтобы увидеть истинные красоты Кизил-Кобы, необходимо отправиться за так называемый сифон – обводненный проход, который придется проныривать. Такое путешествие можно осуществить в рамках экстрим-тура и приобщиться к спелеобратии, ведь участникам такой необычной экскурсии выдадут гидрокостюмы, защитные каски и мощные фонарики.
Много интересного и в привходовой, оборудованной для массовых посещений, части Кизил-Кобы. Здесь и реконструкция древнего святилища, и подземная река с озерцами и заводями, причудливые изваяния сталагмитов. Прогулка по самой длинной крымской пещеры сопровождается познавательным рассказом опытного проводника.