Охотничий домик «Коккозы»
В 1908 году княгиня Зинаида Николаевна Юсупова решает построить себе имение в живописной предгорной местности, у северных отрогов Ай-Петри, где раскинулась колоритная татарская деревушка Коккоз (в переводе с крымскотатарского – «голубой глаз») – ныне село Соколиное.
Будучи крайне состоятельным семейством, Юсуповы могли себе позволить не только приобрести обширный участок земли площадью в 3400 десятин, но и привлечь к строительству только лучших из лучших, посему для возведения нового дома приглашают уже знакомого нам архитектора Николая Краснова.
Он как раз окончил реставрацию «Розового дома», некогда принадлежавшего эксцентричной княгине Голицыной, превратив имение в кореизский дворец Юсуповых.
Зинаида Николаевна Юсупова пожелала органично вписать имение в пейзажи предгорья, и попросила Краснова спроектировать «нечто в татарском вкусе». И архитектор с удовольствием привнес в образ нового здания местные мотивы: перепады черепичных крыш, островерхие каминные трубы, белоснежные стены и стрельчатые окна. Несложно догадаться, каким известным крымским строением вдохновлялся Краснов при строительстве домика в Коккозах – до знаменитого Бахчисарайского дворца буквально рукой подать.
Появляется подле домика и аутентичная мечеть с минаретом, именуемая в наши дни «Юсуповской». Также имение обзаводится экзотическим названием «Аскерин», что в переводе с крымскотатарского значит «принадлежащий воину».
Дом Юсуповых удалось построить за два года, а в 1914 году его презентуют княжне Ирине Александровне, после ее сочетания браком с Феликсом Юсуповым-младшим.
Необычный охотничий домик в столь живописной местности, стал объектом внимания высокопоставленных визитёров. Во время своей поездки в Крым здесь побывал Николай II, затем заглядывал король Мануэл Португальский. Все гости Юсуповых настолько были впечатлены красотой Аскерина и открывающимися видами, что не хотели уезжать.
И действительно, красот окрест имения хватает. Здесь и горы (массив Бойка, скала Сююрю-Кая), и водопады (Серебряные Струи, Весенний, Бойковский), и каньоны (Большой Каньон Крыма). В зеленых лесах журчат чистейшие горные реки, в заводях которых резвится форель
В 1917 году Юсуповы покидают Крым, навсегда распрощавшись с полуостровом и своими имениями.
Домик в Коккозах постигает судьба всех остальных имений, дач, дворцов – его национализируют. Разграбления, к счастью, удалось избежать. Сперва домик решают превратить в музей, но после все предметы убранства перевозят в Бахчисарай и делают экспонатами Ханского дворца.
В период Великой Отечественной войны охотничий дом выбрали в качестве собственного штаба немецкие офицеры. После освобождения, в нем поочередно размещались школа, местный совет, клуб с музеем и туристическая база. Ныне в стенах имения расположены жилые комнаты Соколинской школы-интерната.
Время и многочисленные «хозяева» Аскерина не пощадили роскошный парк и внутреннее убранство здания. Кроме того, был перестроен гостевой домик, полностью потерявший изначальный вид. В самой усадьбе переделана большая гостиная. Она разделена на 2 этажа, где устроены спальные комнаты для детей. Коридоры испорчены банальной покраской, утрачен витиеватый витраж, некогда «глядящий» вглубь коккозского ущелья синим оком. Перекрашен и сам охотничий дом – первоначально стены его были белыми.
Таким образом, невзирая на нынешний статус здания «объект культурного наследия народов РФ», состояние этого удивительного памятника истории и архитектуры, увы, далеко от совершенства.
Истинный облик охотничьего домика сегодня мы можем лишь представить, перечитывая воспоминания о нём в мемуарах Феликса Юсупова-младшего и глядя на немногочисленные сохранившиеся фотографии
«Дворец был белый, с крышей из старинной черепицы, покрытой глазурью, которой патина времени придала разные оттенки зеленого цвета. Его окружал виноградник, маленький ручей бежал у стен — с балкона можно было ловить форель. Внутри мебель, крашенная яркими красными, синими и зелеными цветами, была скопирована со старинной татарской. Восточные ткани покрывали диваны и стены. Большая столовая днем освещалась через персидские витражи на потолке. Вечером, освещенные изнутри, они пропускали в комнату переливчатый свет, гармонично смешивавшийся со светом свечей на столе. Одна из стен была украшена мраморным фонтаном, где вода текла капля за каплей с нежным жалобным звуком по множеству маленьких раковин, из одной в другую. Этот фонтан был точным воспроизведением того, что находился во дворце хана... Голубой глаз находился повсюду: в витражах, над фонтаном, в кипарисовом парке и в восточной орнаментике столовых приборов…»
Также мы рассказывали про другие дворцы и усадьбы: Массандровский дворец, имение Кичкинэ, дворцы Дюльбер и Харакс
Татьяна Гонтаренко