Гора Медведь
Словно молчаливый страж приветствует всех путешествующих по южнобережному шоссе, эта гора, плавными линиями вписавшаяся в пейзаж. Глубоко выдаваясь в акваторию моря, служит она и своеобразной границей между Большой Алуштой и Большой Ялтой, разделяя курортные посёлки Партенит и Гурзуф.
Пожалуй, сложно будет найти человека, в чью голову после взгляда на эту гору не придут ассоциации с огромным зверем, разлёгшимся на берегу. Откуда не посмотри – настоящий косматый медведь, жадно пьющий из моря, припав на передние лапы.
Неудивительно, что эта крымская достопримечательность известная нам как Медведь-гора и считается, наряду с Ласточкиным гнездом, одной из визитных карточек полуострова. Крымскотатарская вариация современного названия аналогична – Аю-Даг (ayuv — медведь, dağ — гора). Именно с этой версией названия связана трогательная легенда
Впрочем, топонимический «багаж» у Медведь-горы немалый. Так, на картах времен генуэзской экспансии в Крыму, гора именуется Верблюдом – Camello (ит.)
Согласно мнению Ивана Павловича Бларамберга, одного из первых исследователей древностей Черноморского побережья, в античных периплах (прообраз морского путеводителя) Аю-Даг значился как Криуметопон – Бараний Лоб.
Петр Иванович Кеппен, выдающийся историк, географ, этнограф, считал, что имеет место быть трансформация древнегреческого слова «айя» - святой/святая, в похожее по произношению татарское, из-за чего «святая гора» Айя-Даг, превратилась в медвежью – Аю-Даг.
Есть и версия, что именно здесь находился загадочный храм таврской богини Девы, а сама гора носила название Парфенион. В пользу этого варианта говорит и название посёлка, расположенного у восточного подножья Аю-Дага – Партенит. Хотя, это утверждение «отца географии» античного учёного Страбона, увы, не подтверждено археологическими находками.
Древности на Медведь-горе, конечно, обнаружены, но относятся они к эпохе Средневековья.
Известно, что в VIII веке гора становится пристанищем для послушников монастыря святых Апостолов Петра и Павла (Готская епархия). Судя по сохранившейся кладке, строения прихода были отлично укреплены и основательны. Главный храм обители располагался не на вершине, а у подножья. Сегодня его остатки можно увидеть на территории военного санатория «Крым» (Партенит).
Примечательна Медведь-гора не только в топонимическом, но и морфологическом смысле.
Краеведы снисходительно называют такие формы рельефа «вулканами-неудачниками».
Научный язык предлагает формулировку интрузия, а именно – лакколит. Простыми же словами – в разрезе Аю-Даг представляет собой ядро магмы, которой не хватило мощи вырваться на поверхность. Кристаллизовавшиеся вулканические массы застыли, предварительно образовав своеобразный «чехол» над собой, состоящий из приподнятых силами извержения осадочных пород. Частично хрупкие известняки разрушаются под силой ветра и дождя, обнажая вулканическое нутро. Так дикие пляжи в районе «головы» Медведя можно практически полностью состоят из красивейших гранитных валунов, окатанных морем. Медведь-гора - лакколит настолько типичный, что именно его фото помещено в качестве примера в статье Википедии о подобных формах рельефа.
Кстати, у Аю-Дага есть похожие «соседи-неудачники». Мысы Плака и Кастель, что расположены восточнее, также имеют магматическое происхождение.
На «спину» Аю-Дага ведет несколько туристических троп, по которым не составит труда подняться на его вершину (570 метров над уровнем моря), осмотреть руины монастыря и насладиться открывающимися панорамами.
В последнее время особой популярностью эта локация пользуется в начале весны, поскольку на Медведь-горе цветут подснежники, изумрудно-белым ковром покрывая обширные лесные поляны. Поэтому с февраля аюдагские тропы буквально кишат любителями разнообразить ленты своих социальных сетей красивыми фотографиями
Поход на Медведь-гору – одно из традиционных путешествий, которое организуют для юных гостей всемирно известного детского лагеря «Артек», расположенного у западного подножья Аю-Дага. А вдоль береговой линии горы с удовольствием катаются на каяках любители водного туризма. Здесь и таинственные гроты, и заводи с чистейшей водой, и дикие пляжи, со всех сторон окруженные грозными обрывами.
Татьяна Гонтаренко