Константин Фёдорович Богаевский
Сколь тесно Крым способен переплетать людские судьбы можно видеть хотя бы на примере жизней выдающихся живописцев, побывавших или родившихся на полуострове.
Константин Федорович Богаевский, уроженец Феодосии, в какой-то мере повторил путь своего наставника – Архипа Куинджи.
Как и Архип Иванович, молодой художник, родившийся в семье мелкого служащего, мечтал учиться и работать при мастерской Айвазовского, у себя на родине, но безуспешно.
В 19 лет Константин Фёдорович поступает в Императорскую Академию художеств, что в Санкт-Петербурге, где проходит обучение при мастерской Куинджи, мастера, когда-то точно также отвергнутого у Айвазовского.
С мастером и другими учениками Богаевский много путешествует, в том числе, и по Европе, знакомясь с работами представителей тамошних школ. Через пять лет после окончания обучения Богаевский уже выставляется в Петербурге, Москве, Венеции, Мюнхене.
Несмотря на то, что становление Богаевского как творца происходило вдали от дома, милая сердцу Феодосия и ее окрестности, всегда находили отображение в картинах Константина Федоровича. После революции Богаевский окончательно возвращается в родной Крым, где живет и пишет.
Здесь же, на полуострове живописец встречает свою супругу – Жозефину Густавовну Дуранте. И снова мы не сможем обойтись без отсылок! Буквально в прошлой нашей статье об удивительном Узунларском озере мы рассказывали о том, что землями вокруг лимана ранее владела купеческая семья генуэзских выходцев по фамилии – Дуранте! Посёлок, в котором добывали соль, даже носил название Пристань Дуранте. Жена Богаевского принадлежала именно к этому почтенному роду.
По воспоминаниям современников, Константин Федорович был человеком достаточно замкнутым, но исключительно мирным, честным, добросовестным. Одним из самых близких и немногочисленных его друзей до самой смерти был Максимилиан Волошин – для дорогого друга Богаевский счёл за честь проиллюстрировать сборник стихов «Годы странствий».
Волошин, как мы помним, был мастером не только пера, но и кисти. Его и Константина Богаевского сегодня принято считать родоначальниками «Киммерийской художественной школы».
Древняя Киммерия, с её величественными горами, складками холмов, античными городами и заливающим пейзажи ослепительным солнцем были основной темой творчества Богаевского. Эту землю он беззаветно любил.
Константин Федорович погиб в 1943 году, во время бомбежки Феодосии. Похоронен на старом феодосийском кладбище.
Творческое наследие Богаевского наиболее полно представлено в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, Феодосийской картинной галерее, Севастопольском и Симферопольском художественных музеях, а также художественном музее города Сочи.
Увы, до сих пор не создано ни музея Константина Богаевского, ни хотя бы полноценной экспозиции его работ, и, по мнению феодосийцев, по сей день должным образом не увековечено имя творца.
А ведь именно Богаевский приложил немалые усилия, чтобы спасти от немецко-фашистских захватчиков фонды художественной галереи Айвазовского. По воспоминаниям жителей Феодосии, Константин Федорович устроил в помещениях галереи художественный кружок для детей и распределил рабочие места для ребят так, чтобы занять как можно больше места, не давая немецкому командованию позариться на помещения. Также, рискуя своей жизнью, Богаевский виртуозно подделал одно из полотен Айвазовского, на которое положил глаз один из фашистских офицеров. Так оригинал оказался спрятан и сохранён, а оккупант радовался приобретению, не подозревая, что в руках у него фальшивка. Стоит ли говорить, какие кары могли грозить отважному художнику, если бы обман раскрылся…
Жители Феодосии ратуют сегодня о том, чтобы Константину Фёдоровичу Богаевскому было присвоено звание Почётного гражданина города. Города, где он появился на свет, творил и обрёл покой.