Даша Севастопольская
Эта женщина вписала свое имя в историю полуострова, не будучи урожденной крымчанкой.
Но в наши дни ее, как первую сестру милосердия, Дашу Севастопольскую знают и помнят многие люди.
Дарья Лаврентьевна Михайлова (по мужу - Хворостова) появилась на свет в 1836 году, в небольшом селе Казанской губернии. Мать девушки умерла, когда Даша была еще совсем маленькой, а отец – матрос 10-го ластового экипажа – погиб в Синопской битве. Оставшись одна на белом свете, Даша поступила по велению сердца. Распродав все нехитрое имущество, обменяв корову-кормилицу на лошадь с повозкой, Дарья накупила перевязочного материала и двинулась в самую гущу сражений Крымской войны, оказавшись, в итоге, в обозе русских войск, отступающих в Севастополь после поражения при Альме.
Ее повозка, фактически, стала первым перевязочным пунктом в этом кровопролитном сражении. Даша находила счастье в самоотверженном труде, помощи и спасении нуждающихся, не глядя – друг перед нею или враг. Попав в осажденный Севастополь, Даша приспосабливает один из полуразрушенных домов под госпиталь и вскоре к ней присоединяются такие же светлые духом женщины – сестры милосердия. Вместе верными помощницами Дарья переходит в подчинение к знаменитому хирургу Пирогову.
Слава о бескорыстной смелой девушке, на своих хрупких плечах выносившей раненых с поля боя, разлетелась по всей империи. Узнали о Дарье и монаршие персоны. Николай I приказал ей пожаловать золотую медаль на Владимирской ленте с надписью «За усердие» и приданое серебром. По статусу золотой медалью «За усердие» награждались те, кто уже имел три медали – серебряные, но для Даши восхищенный ею император сделал исключение. После войны, летом 1855 года Дарья вышла замуж за рядового 4-го ластового экипажа Максима Хворостова.
На 1000 рублей «императорского приданого для обзаведения собственным хозяйством» Хворостовы купили трактир в поселке Бельбек. Однако жалостливая Дарья Лаврентьевна часто давала в долг нуждающимся и кормила голодных, поэтому дела у супругов шли плохо. Продав трактир, они отправились в портовый город Николаев, где Максим надеялся найти работу, но счастья им это не принесло, так как супруг начал пьянствовать и умер. Оставшись совсем одна, она вернулась в Севастополь, ставший ей родным, и поселилась на Корабельной стороне. Там она тихо прожила до самой смерти в скромном домике у моря. Похоронена на кладбщие в Доковом овраге, но могила её до наших дней не сохранилась.