Чобан-Куле
Путешествующие по живописной автодороге от Судака до Алушты (или обратно), неизменно обращают внимание на развалины круглой массивной башни, венчающие один из мысов на пути следования. Древнее сооружение, расположенное к западу от села Морское, является археологическим наследием одной из наиболее значимых для историков цивилизаций, когда-либо существовавших в Крыму.
Руины генуэзских крепостей и дозорных башен сегодня можно обнаружить вдоль всего гостеприимного черноморского побережья полуострова: Феодосия-Кафа, Судак-Солдайя, перестроенные укрепления на горе Кастель, Алуштинская башня, Горзувиты в Гурзуфе…
В этот перечень можно смело включать и Пастушью Башню, Чобан-Куле близ Морского.
За донжоном, потрепанным веками и неуважительным отношением нерадивых персонажей, посещавших башню, закрепилось тюркское название. Исконное генуэзское окончательно не установлено, но версии имеются.
Краеведы полагают, что башня некогда входила в целый комплекс строений – нечто вроде замкового комплекса XV века. Вероятно, это имение называлось Тасили и принадлежало довольно одиозным персонажам истории крымского средневековья. Братья ди Гуаско, а именно они были хозяевами этих земель, прославились в свое время на весь генуэзский мир, и стоит ли говорить, что слава эта была весьма дурной. Тираны и бунтари, не желавшие жить по законам – они наводили страх и ужас на близлежащие поселения и, как сказали бы в Одессе, «делали нервы» самому консулу, проживавшему в Солдайе, в стенах великолепной крепости, которая прекрасно сохранилась до наших дней.
Между прочим, именно из-за хулиганств мятежной троицы братьев одна из «цветных» бухт поселка Новый Свет – Синяя – носит второе название «Разбойничья». Имеются предположения, что в неспокойной бухте «заседали» пираты, нанятые ди Гуаско. Поклонники «бутылки рома» топили торговые суда, предварительно присвоив ценный их груз. Правда это, или вымысел гидов – остается лишь догадываться. А романтические названия, овеянные легендами, как видите, остаются.
Но время бессердечно. Вот и от братьев-дебоширов остались лишь упоминания в бумагах, а от их некогда богатого жилища – только пара колодцев, разрушенные почти до основания жилые дома, грот – «холодильник» и одинокий «пастуший» донжон.
Чобан-Куле была типичной башней для несения дозоров – в хорошую погоду отсюда виден Аю-Даг, с Ай-Петринскими зубцами за ним, укрытыми дымкой. А, обратив взор на восток, можно увидеть выглядывающий из-за Кабаньего мыса «рог» Караул-Обы и далекий Меганом.
У подножия мыса Агира (от «агыр» - трудный, а подъем на мыс, в самом деле, не легок), на котором отстроена башня, увлечённые археологией путешественники найдут себе занятие. В этих местах когда-то действовала крупная гончарная мастерская. Под открытым небом в десятке специальных печей, артель средневековых гончаров изготавливала посуду: от плошек до серьезных пузатых кувшинов. То, что осталось от печей, можно видеть среди бурьяна и сегодня.
Ах, если бы «чистоплотные» жители близлежащего кемпинга знали, куда они выкидывают нажитый непосильным туристическим трудом мусор….
Впрочем, помимо засоренных древних печей здесь можно найти и непосредственно остатки керамических изделий – склоны сплошь усеяны черепками. Кому-то повезет найти кусочек ручки, а то и осколок горлышка кувшина с изящным даже для сегодняшних достижений посудного ремесла носиком.