Кичкинэ
Воронцовский дворец в Алупке, монаршее имение в Ливадии, изящный дворец в Массандре, у подножия гор – эти жемчужины дворцовой архитектуры хорошо известны как крымчанам, так и гостям полуострова.
Но помимо этих признанных и обласканных вниманием достопримечательностей, на побережье есть и другие имения, дворцы и дачи, не менее удивительные, с не менее богатой и захватывающей историей.
Дача Кичкинэ, расположенная в пгт Курпаты, в числе таких, неизвестных, но примечательных строений.
Звонкое название героини нашего обзора в переводе с крымскотатарского значит «маленькая», «малютка». И в самом деле, площадь небольшого участка на обрывистом берегу моря, на котором был построен миниатюрный белоснежный дворец, на момент покупки насчитывала всего две с четвертью десятины (примерно 2,5 га). Впрочем, покупателя это устраивало, невзирая на то, что люди его круга привыкли, скорее, к размаху и роскоши.
Владельцем земли под будущее имение стал внук Николая I, великий князь Дмитрий Константинович Романов. Приятная покупка состоялась в 1912 году, и Дмитрий Константинович распорядился начать строительство безотлагательно.
Интересный факт: во владении князя двадцатью годами ранее оказался куда более обширный участок всё тех же благодатных крымских южнобережных земель – имение Ореанда. 300 десятин земли в качестве наследства перешли к Дмитрию Константиновичу от его папеньки Константина Николаевича, великого князя и второго сына императора Николая I. Побыв хозяином немалого надела всего пару лет, Дмитрий Константинович продал его Министерству императорского двора и уделов.
Но оставаться без имения в милом сердцу Крыму Романов не захотел, пусть имение это было бы не столь масштабным, как в Ореанде.
Всего лишь за один год (1912-1913) на скалистом склоне вырастает легкий, ажурный дворец. Изящная лепка, резные панели, башенка «аллюзия» на минареты мечетей – в архитектуре преобладал восточный стиль, сегодня классифицируемый, как «псевдомавританский».
Стать творцами «Кичкинэ» приглашают ялтинских архитекторов - братьев Тарасовых.
Николай разрабатывает проект самой усадьбы, работами руководит Василий, а Александр присоединяется на этапе создания внутреннего убранства. Видимо, работа над «малюткой Кичкинэ» настолько увлекала семейство зодчих, что троица, как сказали бы сегодня, «провалила дедлайн». Другими словами – к оговоренным срокам многое оказалось незавершенным. Тогда на подмогу привлекли ялтинского архитектора Л.Н.Шаповалова (его «перу» принадлежит Белая дача Чехова в Аутке). Шаповалов не только придал необходимое ускорение, но и привнёс в проект несколько удачных идей, например, оформление красивой лестницы к морю, а также декорирование фасада восточной лепниной.
В 1913 году в «Кичкине» уже поселилась племянница Дмитрия Константиновича — Татьяна с мужем, грузинским князем Константином Александровичем Багратионом-Мухранским и маленьким сыном.
К концу 1914 года, на радость обитающим в Кичкинэ, складывается образ небольшого парка и сада, где можно было прогуливаться среди розариев и любоваться панорамами южного берега
Известно, что вместе с семьей овдовевшей к тому времени племянницы великий князь Дмитрий Константинович провел на своей южнобережной даче декабрь 1916 и январь 1917 годов, уехав в Петроград перед самой Февральской революцией.
Вернуться к «малютке Кичкинэ» князю было не суждено. Дмитрий Константинович был арестован и расстрелян в январе 1919 года после годичного заключения в Петропавловской крепости.
Имение князя почти успешно пережило мятежные годы гражданской войны, оккупацию Крыма немецкими войсками, и сейчас находится на территории одноименного отеля – «Кичкинэ».
Где находится: Большая Ялта, Ливадия-1, N 44 26.239 E 34 07.856