Пять фактов о евпаторийском трамвае
Евпаторийский трамвай уникален хотя бы тем, что в Крыму является единственным представителем трамвайного сообщения. Какие ещё интересные факты об этом виде транспорта мы можем узнать?
А мог быть и старше!
Пробная поездка евпаторийского трамвая состоялась в марте 1914 года, по истечении нескольких лет строительства. 10 мая на маршрут выходит первый вагон. Протяженность первой трамвайной линии на тот момент составляла 4,5 километра. Однако нельзя обойти вниманием тот факт, что трамвай в Евпатории мог появиться и раньше, почти на 30 лет!
Первые разговоры о необходимости устройства трамвайных линий в Керкенитиде (древнее название Евпатории) велись ещё в XIX веке. Так вопрос об организации трамвайного движения выносился на обсуждение в Городскую думу ещё в 1887 году, но был, по какой-то причине, отложен в «долгий ящик». К нему возвращаются только в 1907 году, и лишь тогда начинается предварительная подготовка. Сперва обустроили тяговую площадку, стоянку для самих трамваев, потом утвердили проект маршрутных линий. Строительство оценили в немалую сумму – 320 тысяч рублей, и поскольку таковых в городском бюджете не было, часть пожертвовали неравнодушные горожане. В 1912 году появляется трамвайное депо, а прокладке рельсов приступают летом 1913 года.
Симферополь – Евпатории
С 1914 по 1970 год трамвайное сообщение действовало и в крымской столице – Симферополе. Однако трамвайчики были постепенно вытеснены троллейбусами – они были быстроходнее и куда более маневреннее. Кроме этого, в транспортную систему стремительно разрастающегося города трамвайные рельсы не слишком вписывались. Когда стало ясно, что трамвайные пути и подвижной составу обветшали и нуждаются в ремонте, было принято решение упразднить их вовсе, а не возиться с починкой теряющих актуальность трамвайчиков.
Впрочем, не все вагоны просились в утиль, некоторые не потеряли товарного вида ни внутри, ни снаружи, и свои функции выполняли. Было решено раздать их в «добрые руки» других городов, где трамвайное сообщение ещё оставалось. Часть симферопольских вагончиков уехала в Винницу и Львов, а часть осталась на полуострове, переместившись в Евпаторию. Преимущественно это были трамваи, произведённые в ГДР, под маркой Gotha.
Оказавшись в городе-курорте трамваи поменяли номера: номера в Симферополе 151, 154, 157, 158, 159 и 99, 100, 101, в Евпатории стали ездить под номерами 014, 013, 003, 011, 053, 062, 063, 012.
В крымской же столице до сих пор можно увидеть «трамвайное наследие» в виде двух винтажных подстанций: одна на углу улиц Пушкина и Гоголя, рядом с Краеведческим музеем, вторая – на бульваре Ленина, в районе железнодорожного вокзала.
Ретро-вагоны
Коль уж мы выше заговорили о вагонах, грех не рассказать о том, что в Евпатории у пассажиров есть уникальная возможность покататься на ретро-вагончиках, настоящих ветеранах трамвайных перевозок! Несмотря на то, что львиная доля подвижного состава уже обновлена, на некоторые маршруты всё ещё выходят трамваи марки Gotha Т57, это те самые симферопольские «переселенцы» 1957 года выпуска.
Отличительная особенность такой модели вагона в том, что она предназначена для двустороннего движения, и посему оснащена двумя кабинами вагоновожатого. Такая модификация очень удобна на маршрутах, где отсутствуют разворотные кольца. Машинист, достигнув конечной остановки, просто пересаживается в кабину в условном «хвосте», который тут становится «головой», и отправляется в обратный путь. Такой маршрут в Евпатории имеется, и трамвай модели Gotha Т57 там можно встретить довольно часто.
Один из трамвайчиков Т57, окончивший свою службу, превращён в памятник и установлен в Евпатории на остановке «Симферопольская улица», рядом с разворотным кольцом. Памятник посвящён 100-летию евпаторийского трамвая.
Пионер инноваций
Эксплуатируя трамваи почтенного возраста, Евпаторийское депо, впрочем, не забывает и об инновациях. Сейчас бесконтактной оплатой проезда никого не удивишь. Согласно статистике, приводимой банками, ежедневно крымчане совершают до полумиллиона оплат за проезд в общественном транспорте!
На полуострове автоматизированную систему оплаты проезда внедрили в начале 2020 года. На тот момент число поездок составляло около 100 тысяч в день. Сегодня уже порядка 2000 единиц общественного транспорта на городских и пригородных маршрутах оборудованы специальными валидаторами для приема электронных платежей.
А вот в Евпатории бесконтактная оплата картой стала возможна ещё в сентябре 2017 года!
Валидаторы постепенно установили во всех вагонах, после чего евпаторийцы и гости курортного города смогли оплачивать поездку на трамвае не только наличными, но и с помощью банковских карт, универсальных электронных проездных или мобильных приложений, типа Google Pay.
Куда едем?
Сегодня евпаторийская трамвайная линия насчитывает 4 маршрута, и два из них являются сезонными.
Маршрут № 1. Это, можно сказать, главный маршрут города, с наибольшим пассажиропотоком и охватом сети. Он пролегает от Симферопольской улицы через центральную часть, проспект Ленина, грязелечебницу «Мойнаки», новые микрорайоны до Спутника-2. Он не только имеет разворотные кольца, но и двухпутный участок, позволяющий сокращать время в пути (не нужно ждать встречный трамвай на специальном разъезде). На этот маршрут выходят работать самые новые вагоны из подвижного состава – собранные на «Уралвагонзаводе» четырёхосные 71-411.
Маршрут № 2. Сезонный маршрут, охватывает линию, пролегающую внутри курортной зоны. Трасса полностью однопутная, снабжена несколькими разъездами, и имеет тупики на конечных точках. На линию обычно выходит от 1 до 2 трамваев (чаще Gotha T57, реже двухкабинная Tatra KT4SU). Работает с 1 июня по 1 октября, а в зимнее время почти компенсируется автобусом № 9.
Маршрут № 3. Пролегает по улице Фрунзе. Линия однопутная (открыта в 1926 году), тупиковая, без разъездов. Один из двух круглогодичных маршрутов сети. Летом здесь трудится либо Tatra, либо «уралец» 71-411, а в зимний период на рельсы выпускают заслуженного работника Gotha.
Маршрут № 4. Тоже считается сезонным, был 1981 году и проложен по тупиковой однопутной линии по Симферопольской улице до остановки «Новый пляж». Кстати, именно в тупике «Новый пляж» производится разгрузка прибывающего в Евпаторию нового подвижного состава. Здесь также курсирует один вагон – Tatra или Gotha, а зимой, когда действие маршрута приостанавливается, к услугам горожан есть автобусный маршрут под номером 6.
Но помимо так называемых линейных маршрутов функционирует в Евпатории ещё один, но не простой, а экскурсионный. Он был запущен ещё в 1997 году совместно с туристической фирмой «Айлант», и получил романтическое название «Трамвай желаний». Считается, что если соблюсти при посадке своеобразный ритуал (сперва встать левой ногой на подножку, а правой рукой взяться за поручень), а потом проехать весь маршрут, ваше желание непременно сбудется!
Экскурсионная поездка на «Трамвае желаний» начинается от остановки «Парк имени Фрунзе», а сам маршрут пролегает как по старой части города, мимо интереснейших достопримечательностей, так и по новым спальным районам. Курсирует вагончик с 11 до 20 часов, и чаще всего на маршрут выходит ретро Tatra, придавая путешествию особый колорит и антураж. Сам вагончик внутри снабжен не только сидениями, но и столиками, посему пассажиры, обозревая окрестности и слушая рассказ экскурсовода, могут полакомиться мороженым, прохладными напитками, сладостями, которые продаются тут же, в небольшом буфетике.
После энергетического кризиса 2015 года экскурсионный маршрут некоторое время не функционировал, но потом вновь был запущен, поскольку давно снискал славу и любовь у гостей и местных жителей. Его по праву считают универсальным способом быстрого знакомства с городом-курортом (длительность поездки приблизительно 1 час 20 минут).