Крымская большая пятёрка
Роман-Кош, 1545 м.н.у.м.
«Крымская Джомолунгма», наивысшая точка Крымских гор, находится на Бабуган-яйле - это территория Крымского природного заповедника (также известен как Крымский национальный парк). Просто так взойти на Роман-Кош – такое название носит вершина – увы, нельзя. Можно повстречаться с лесником и быть выдворенным с заповедных земель с угрозой штрафа.
Высота горы составляет 1545 метров над уровнем моря, однако, в некоторых военных картах 80-х годов 20 века указывается геодезическая высота в 1547 метров.
Но ещё в конце XIX века велись жаркие споры по поводу первенства Роман-Коша в рейтинге крымских вершин. Ялтинцы настаивали на том, что выше всех в Крыму, конечно же, Ай-Петри.
Алуштинцы снисходительно отмахивались – ну какое ещё Ай-Петри, если есть Чатыр-Даг и его мыс Эклиз (сегодня известный, как Эклизи-Бурун)?!
Ситуация начала проясняться с помощью трудов знаменитого геолога Николая Андреевича Головкинского, чьим именем в Крыму назван один из красивейших водопадов.
Николай Андреевич в своём гидрогеологическом отчёте указал практически точные величины Роман-Коша (723,3 сажени = 1543,23 м) и Эклизи (714,69 сажени = 1524,86 м), развеяв все сомнения.
Впрочем, природа споров вполне объяснима. Оказавшись на «Крыше Крыма», сходу и не поверишь, что это – наивысшая точка полуострова. С виду так себе - кочка на характерном равнинном ландшафте крымской яйлы. Разумеется, и Ай-Петри, и Эклизи-Бурун на Чатыр-Даге по сравнению Роман-Кошем выглядят куда внушительнее, импозантнее, и, выражаясь простым языком, больше тянут на звание главной вершины.
Дискуссионным остаётся и происхождение названия горы. Самое вероятное – искажённое крымскотатарское Орман-Кош (orman — лес, qoş — загон), дословно – «лесной загон». Ранее крымские яйлы широко использовались в качестве горных пастбищ, где пастухи устраивали целые кошары с загонами для овец и простыми домиками для себя. Видимо, один из таких кошей располагался в непосредственной близости от вершины.
Но, как водится, имеются и иные версии. Часть краеведов обнаруживает в названии горы индоарийские корни и переводит Ромаш-Кош как «верхний покой». Есть и объяснение искажению с Орман-Кош на Роман-Кош. Его связывают с династией Романовых – дескать, такую вот перестановку букв и получившееся «переименование в честь» сочли превосходным подарком к монаршему дому.
Во время послереволюционной борьбы со всем «царским» название вершины оставили в покое, но вот бюст Ленина, всё же, победно водрузили. Это произошло в 60-х годах XX столетия при участии пионеров, отдыхавших в знаменитом Артеке. 1200 ребят совершили массовое восхождение на Роман-Кош и принесли на Крышу Крыма Ильича, который до наших дней не сохранился. Сейчас вершину венчает православный крест и внушительная куча камней, так называемый «тур».
Демир-Капу, 1540 м.н.у.м
Вторая по высоте точка Крымских гор живёт на Гурзуфской яйле, соседке Бабугана, в северо-западной её части. В росте от Роман-Коша «серебряный призёр» отстаёт на пять метров, но внешне они похожи, представляя собой невыразительное возвышение яйлы.
Из небольшого экскурса в крымскую топонимику, мы выяснили, что слово «демир» переводится с крымскотатарского как «железо». «Капу» или «Капы» - это дверь, ворота. Под «железными воротами», скорее всего, имелось ввиду сужение яйлы близ данной вершины.
Как и подавляющее большинство крымских горных массивов Гурзуфская яйла и Демир-Капу в частности, сложены известняками. Ландшафт здесь так же классический – равнинная местность, перемежающаяся незначительными возвышениями, растительность в виде деревьев и кустарников практически отсутствует. Но тропа, ведущая к Демир-Капу, изобилует обзорными точками и весьма живописна. Правда, и эта вершина находится на заповедной территории, что усложняет путешествие к ней.
Неподалёку от Демир-Капу, на самой кромке яйлы, расположена знаменитая Беседка Ветров – небольшая ротонда со смотровой площадкой. В хорошую погоду беседка видна с трассы Симферополь – Ялта, а из самой ротонды открываются головокружительные виды – всё южнобережье, как на ладони.
Зейтин-Кош, 1537 м.н.у.м
«Бронза» в нашем списке достаётся вершине Зейтин-Кош, жителю Бабуган-Яйлы. Располагаясь в южной части Бабугана, эта гора представляет собой конусовидное возвышение; северные и западные её склоны пологие, с южной и восточной стороны более крутые и имеют скальные уступы.
Зейтин-Кош и Роман-Кош можно назвать соседями, меж ними по прямой всего-то около 4 километров.
Однако вальяжно с одной на другую не прогуляешься – всё тот же заповедник, всё те же охраняемые территории, всё те же лесники.
Буквальный перевод названия - «оливковый кош» (zeytin — «оливка, маслина»). Уже понятно, что неподалёку располагалась кошара, но вот маслины вряд ли произрастали – слишком суровый климат.
Возможно, владелец коша занимался выращиванием маслин, когда возвращался с пастбищ домой, к морю. Но это лишь досужее предположение.
В наши дни на Зейтин-Коше уставлена сложенная из камней тумба геодезического репера (знак, который находится в определённой точке земной поверхности с известной абсолютной высотой), а также поваленная металлическая конструкция – остатки ещё одного геодезического объекта. С вершины можно полюбоваться панорамами побережья – видны Партенет, Медведь-Гора, яйлы Тырке и Караби. В ясную погоду просматриваются даже Новосветская Караул-Оба.
Кемаль-Эгерек, 1529 м.н.у.м
Главная гряда Крымских гор после Бабуган-Яйлы и Гурзуфской яйлы в западном направлении продолжается яйлой Ялтинской. Наивысшая точка Ялтинский яйлы по совместительству – четвёртая в нашем крымском рейтинге. Это гора Кемаль-Эгерек, вытянувшаяся ввысь на 1529 метров.
Разбирая название вершины, имеем следующее: Кемаль – довольно распространённое тюркское имя, «eger» - седло. Таким образом, мы можем перевести наименование горы, как «Седловина Кемаля».
И в самом деле, отрог Ялтинской яйлы, чьей частью и доминантой является Кемаль-Эгерек, представляет собою мощный водораздел меж реками Донга и Каспана. А где водораздел, там и нижняя его точка – т.н. седловина. Вероятно, в этой самой седловине отстроил свою кошару некий Кемаль, тем самым, невольно вписав своё имя в крымские карты.
А что же сама вершина? Она, как и прочие вышеупомянутые, ярко не выражена, не изобилует растительностью, зато виды – что надо. Чатыр-Даг, котловина Крымского-природного заповедника, панорамы соседних яйл – есть, чем полюбоваться.
По вершине Кемаль-Эгерек проходит туристический маршрут № 70 (зарегистрированный Крымской горно-спасательной службой), а также западная граница Крымского природного заповедника. Недалеко от вершины на северо-западном склоне хребта имеется туристическая стоянка «Кемаль» и одноимённый родник.
Экзили-Бурун, 1527 м.н.у.м
Вершина Чатыр-Дага – одной из самых известных и запоминающихся гор полуострова – долгое время считалась в Крыму наивысшей точкой. Причина тому - расположение Шатёр-Горы (таков перевод с тюркского) относительно Главной гряды Крымских гор.
Чатыр-Даг чуть «задвинут» в сторону севера, выбиваясь из стройной цепочки яйл, следующих друг за другом. Этот массив словно бы сторонится «соседок» Демерджи и Бабугана, стоит обособленно, и если смотреть на Чатыр-Даг со стороны Симферополя, он и в самом деле, кажется выше остальных.
Его вершина Эклизи-Бурун как могучий каменный утёс возвышается над южнобережьем, и чтобы добраться до неё, нужно быть готовым к практически непрерывному подъёму. Совсем не так, как с вышеперечисленными точками, где, выйдя на яйлу, топаешь практически по прямой, а небольшие возвышения на твоём пути оказываются вершинами.
Покорив Эклизи-Бурун, путешественник будет с лихвой вознаграждён за тяготы непростого восхождения. Виды с макушки Чатыр-Дага такие, что дух захватывает. Видны Бабуган и сердце Крымского природного заповедника, с другой стороны Кузнец-гора Демирджи раскинулась, завершая с востока Алуштинский горный амфитеатр. А вот и сама Алушта – россыпь белых домов среди зелени кипарисов и виноградников. Отлично просматриваются Симферополь и даже Белая Скала.
В ясную погоду видимость до Меганома и окрестностей Судака. И, конечно, нижняя часть Чатырдагского массива – так называемое нижнее плато. Здесь видны турбаза «Оникс» (она же «Точка»), и стоянки близ экскурсионных пещер Мраморной и Эмине-Баир-Хосар.
Само название – Эклизи-Бурун – имеет смешанное происхождение. Эклизи (εκκλησıα) в переводе с греческого значит «церковь», а бурун (burun) - это мыс на крымскотатарском. Церковным этот «мыс» назван, разумеется, неспроста.
На вершине горы можно обнаружить фундамент и остатки кладки, бывшей некогда греческой церковью. Предположительно она звалась Панагия (Всесвятая). Существуют свидетельства, что единожды в году, на Троицын день, греческое население полуострова совершало массовое восхождение на вершину для проведения праздничного молебна. После выселения греков из Крыма (1778 год), церковь пришла в запустение и была разрушена. Сегодня на месте Панагии установлен памятный знак, а неподалёку от вершины, увенчанной геодезической тумбой, установили православный крест.
Или всё не так?
Приведенный выше список считается самым популярным и устоявшимся. Однако ряд краеведов вносит свои поправки, согласно которым на пьедестале почёта происходят довольно примечательные перестановки.
Вот, например, один из альтернативных списков.
1. Роман-Кош (1545 м., Бабуган-Яйла) – здесь все на месте.
2. Бойнус-Тепе. (1542 м., Бабуган-Яйла) – неприметный холм на той же Бабуган-Яйле. По причине невыраженности остался в стороне от популярного рейтинга вершин
3. Демир-Капу. Высота – (1540 м., Гурзуфская яйла)
4-5. Учурум-Хая и Тас-Тепе (1538 м., Бабуган-Яйла) – ещё два неприметных бабуганских всхолмья с одинаковой высотой.
6. Зейтин-Кош. (1537 м., Бабуган-Яйла)
7. Кемаль-Эгерек. (1529 м., Ялтинская Яйла)
8. Эклизи-Бурун. (1527 м., Чатыр-Даг)