Канатная дорога Мисхор – Ай-Петри
Удивительны крымские достопримечательности и про каждую из них можно говорить бесконечно. Сколько тайн и красивых уголков скрыла в них природа, и сколько создал человек….
Мы уже успели рассказать пытливому читателю и про Аю-Даг, и про знаменитое Ласточкино гнездо, и про загадочную Мраморную пещеру.
И вот, пришла очередь познакомиться поближе с одной из самых востребованных у гостей Крыма достопримечательностью – канатной дорогой, ведущей на гору Ай-Петри, возвышающуюся над благодатным уголком полуострова, южным его берегом.
Как отмечал в своем изумительном труде «Очерки Крыма» Евгений Марков: «Ай-Петри - далеко не самая высокая гора Крыма, но кажется Бог знает какою громадною, потому что стоит перед Вами. Это гора-замок, - волшебный, заоблачный замок. С разрушенным башнями, с отвесными обрывами стен, с зубцами, обглоданными временем, - замок, достойный байроновского Манфреда».
Мы позволяем себе окрестить Ай-Петри «избитой» метафорой - визитная карточка Крыма, поскольку такой популярности, как у горы Святого Петра нет, наверное, ни у одной горной вершины полуострова. Но стоит справедливо заметить, что эту самую популярность Ай-Петри не удалось бы приобрести, если бы не одно незаурядное сооружение, которое начало свою практически бесперебойную работу под занавес 1987 года.
Разумеется, речь идет о небезызвестной канатной дороге «Мисхор - Ай-Петри», в вагончике которой сегодня можно за считанных 15 минут подняться на высоту 1152 м.н.у.м. Это чудо инженерной техники снискало всемирную славу и по праву обзавелось несколькими пунктами в книге рекордов Гиннеса.
Правда, запуск, да и существование этого проекта в принципе, долгих 20 лет находились под большим вопросом. Строительство велось с 1967 года с перерывами. Одним из самых серьезных препятствий при создании столь сложного сооружения было то, что тросы, по которым предстояло скользить вагончикам, ложились на скалу. Из двух зол выбрали меньшее для природы - скалы решили не разрушать и дорогу пришлось переносить. Проект «потянул» почти на 3 миллиона советских рублей, что по тем временам составляло близкую к астрономическим показателям сумму, но превратности судьбы отступили перед желанием и напором человека. И вот, в декабре 1987 года приемная комиссия получила возможность опробовать канатку в дебютном ее запуске. А в марте следующего года по канатной дороге уже вовсю стали кататься туристы.
Позволим привести себе немного цифр, ибо без статистики никуда
Канатная дорога состоит из двух основных станций («Мисхор» и «Ай-Петри») и одной промежуточной (Сосновый бор). Нижняя станция «Мисхор» расположилась на высоте в 86 м.н.у.м, «Сосновый бор», она же средняя - 304 м.н.у.м, и самая верхняя, «Ай-Петри», почти у самых зубцов, величественной Ай-петринской короны (1152 м.н.у.м).
Расстояние между первой и второй и меж второй и третьей станциями различается всего на 300 метров, но именно второй пролет заслуживает особого внимания, поскольку является одним из самых длинных пролетов, не имеющих опор. Все 1670 метров вагончик движется лишь по натянутому тросу - мощному канату из стали, диаметром 46 мм. Ощущения от такого «полета» остается только представить. Как говорится, лучше один раз прочувствовать, чем сто раз услышать или прочитать.
У дороги есть своя автономная электростанция, так что отключения света пассажирам не страшны. К слову, в вагончик помещается 40 человек, стало быть, одновременно в пути находится около 160 человек - по 40 в двух вагончиках меж нижней и средней станциями, и столько же между средней и верхней. Вагончики движутся по типу маятника, и в точке пересечения туристы с радостью корчат рожи и всячески делятся впечатлениями с теми, кто катится во встречном вагоне.
Не трудно догадаться, как востребована дорога сегодня. Во-первых, это самый быстрый способ подъема на плато (не каждый в силах оценить вероломность серпантина, по которому на Ай-Петри заезжают автомобили), во-вторых, это уникальный объект, который просто невозможно не узнать поближе. В-третьих, прилагаются потрясающие виды и незабываемые эмоции. Но справедливости ради, надо добавить, что не все эмоции положительны.
Летом на канатную дорогу приезжает столько желающих испытать на себе прелести воздушного подъема, что на входе формируется колоритная очередь, просуществовать в которой приходится, порой, 2-3 часа.
Но все это, конечно, с лихвой компенсируется дальнейшими приключениями. Жаль, что не всё происходящее с Ай-Петри из-за наплыва туристов сегодня, положительно отображается на экосистеме горы. Можно вести долгие дискуссии - относительно роли канатной дороги в жизни Ай-Петринской гряды, но одного не отнять у этого уникального сооружения, его статуса, пожалуй, самой своеобычной достопримечательности, созданной в Крыму людским трудом.
А сколько путей и способов времяпрепровождения открывается перед Вами, стоит только шагнуть на просторы этой горы!
Вы можете подняться на смотровую площадку к Зубцам, пройтись по головокружительным подвесным мостикам экстримального аттракциона (работает только в сезон) или посетить оборудованные экскурсионные пещеры.
Поскольку канатная дорога – сооружение весьма сложно и необычное, оно требует соответствующего ухода и ряда профилактических работ, из-за чего канатка ежегодно закрывается на «диспансеризацию».
О датах профилактики, новостях и актуальных ценах всегда можно узнать на официальном сайте этой визитной карточки Крыма



