Необычные памятники в Крыму: памятник крымскому троллейбусу
Памятники, мемориалы, значимые скульптуры есть во всех уголках нашей планеты и Крым, разумеется, не является исключением. Здесь в достатке и памятников, посвященных событиям богатейшей истории полуострова, и примечательных композиций, созданных для привлечения туристов (что, впрочем, не умаляет их уникальности). Среди мемориалов встречаются весьма необычные, с определённой изюминкой.
Об одном из таких памятников мы рассказывали – Памятник Льву Толстому в селе Лозовое.
Напомним, что уникальность этого изваяния заключается в том, что Лев Николаевич изображен здесь молодым военнослужащим времен Крымской войны (в которой принимал участие), а не пожилым, степенным патриархом литературы.
Следующий необычный крымский памятник, которому мы уделим внимание, тоже расположен у трассы Симферополь – Алушта – Ялта и более того, непосредственно связан с передвижением по этой транспортной артерии полуострова. Речь идёт о памятнике крымскому троллейбусу.
История междугороднего троллейбусного сообщения в Крыму, в принципе, заслуживает отдельного рассказа, и нам есть чем в этом рассказе похвастаться! Так, например, троллейбусная трасса Симферополь – Ялта входит в число самых высокогорных трасс подобного рода в мире (!), а сам троллейбусный маршрут – самый протяженный междугородний маршрут на планете. Что неудивительно, ведь троллейбус – это, скорее, муниципальный транспорт.
Памятник одному из «патриархов» троллейбусного движения установлен как раз в самой высокой точке трассы – на Ангарском перевале (752 метра над уровнем моря). Проезжая эту знаковую отметку, несложно заметить на постаменте, на противоположной от поста ДПС стороне шоссе, яркий, словно красивая игрушка, троллейбус марки Škoda 9Tr. Когда-то он, почти «не покладая штанг» трудился на благо пассажиров, а сегодня мирно припарковался в одном из живописнейших мест полуострова.
Наш рогатый герой имеет одну из классических окрасок для данных моделей – желтую с красной «оторочкой». Эта модель оснащена двумя ширмовыми дверями с пневмоприводом – модификация была разработана специально для СССР (в другие страны Škoda 9Tr поставлялась в трехдверном исполнении), в связи с системой оплаты проезда, когда пассажиры заходят в заднюю дверь, расплачиваются с кондуктором и, по окончании поездки, покидают транспорт через переднюю дверь. Зайцам, как говорится, бой! «Трёхдверники» в небольшом количестве завозили и к нам, но средние двери перед выпуском троллейбусов на маршрут обычно блокировались и загораживались дополнительной парой сидений. Попавшим на эти места выпадала честь наблюдать дорогу не через окно, а через дверь.
Škoda 9Tr, по сути, модель легендарная, она массово поставлялась из Чехословакии и практически полностью обеспечивала подвижным составом троллейбусные парки советских городов. Больше всего «Шкод» каталось по Киеву, немало таких троллейбусов прибыло и Крым. Это были настоящие рабочие лошадки, посему неудивительно, что выбывать из строя эти троллейбусы стали сравнительно недавно.
На полуострове Шкоде «девятке» сперва пришла четырнадцатая модель (на фото ниже), более угловатая и вместительная, потом парк пополнился украинскими «Богданами», потом – российскими «ТролЗа».
Но мы возвращаемся на Ангарский перевал, к герою нашего рассказа.
Считается, что именно этот троллейбус-стахановец за 40 лет перевёз свыше 20 миллионов пассажиров!
На боку ветерана троллейбусного движения выведен номер 2012 – это год открытия памятника, по архивным данным настоящий его номер – 3776.
Спустя 7 лет после установки, памятник крымскому троллейбусу отреставрировали. Его недолговременное исчезновение, к слову, навело шуму по социальным сетям. Жители Крыма необычайно расстроились, подумав, что необычный памятник решили убрать навсегда, но обошлось.
И сегодня трудяга крымский троллейбус стоит на своём законном месте, пока мимо проносятся его молодые шустрые «коллеги», катая крымчан и туристов по одной из самых высокогорных троллейбусных трасс планеты.