Фаина Раневская в Крыму
У современников имя Фаины Георгиевны Раневской неизменно ассоциируется с потрясающими театральными и кинематографическими работами, искромётным юмором и, конечно же, хлёсткой сатирой в адрес недоброжелателей. Раневская, впрочем, была саркастически настроена и по отношению к своей персоне. В работе над ролями, как принято говорить, «не давала себе спуску», и всегда остро переживала все выступления и съемки, волнуясь, что «не дожала», «не доработала». Она действительно жила своим делом, отдавая театральным подмосткам и ролям в кинокартинах все силы, поэтому сегодня Фаина Георгиевна по праву занимает свое место в сонме величайших актрис.
Урождённая Фанни Гиршевна Фельдман появилась на свет в семье состоятельного таганрогского предпринимателя. Семья Фельдманов могла себе позволить частые выезды на курорты, поэтому в юности будущая звезда театра и кино не раз посещала Крым. Отдыхая в Евпатории, в 1910 году Фаина знакомится с Алисой Коонен – молодой актрисой Художественного театра. Приятельские отношения станут началом большой, долгой дружбы, а Фаина окончательно укрепится в желании играть на сцене. В 1915 году в Москве Фаина Фельдман поступает в театральную школу, и довольно скоро возвращается на полуостров уже в качестве артистки. Однако первый опыт удачным назвать нельзя. В своих воспоминаниях Раневская с присущей ей самоиронией пишет: «Первый сезон в Крыму, я играю в пьесе Сумбатова Прелестницу, соблазняющую юного красавца. Действие происходит в горах Кавказа. Я стою на горе и говорю противно-нежным голосом: "Шаги мой легче пуха, я умею скользить, как змея..." После этих слов мне удалось свалить декорацию, изображавшую гору, и больно ушибить партнера. В публике смех, партнер, стеная, угрожает оторвать мне голову. Придя домой, я дала себе слово уйти со сцены. »
Впрочем, данному в порыве обещанию, Фаина, к счастью, не следует, хотя судьба подкидывает юной лицедейке немало сложностей. Антреприза разоряется, денег труппе не выдают, и Фаине буквально становится не на что вернуться в Москву. Приходится распродавать гардероб и перебиваться игрой в затрапезных театрах, разоряющихся быстрее, чем собирается публика на их спектакли…. В первое время выручают денежные переводы от родителей. Но после революции Фаина остается одна – семья покидает утопающую в политических штормах страну. Раневская же решает остаться и посвятить свою жизнь игре.
В 1919 году, на сцену Симферопольского театра (ныне Крымский Академический Русский Драматический Театр им. М. Горького) она выходит уже под псевдонимом, известным нам. На полуострове Раневская проработает пять лет, застав здесь страшные годы разрухи и гражданской войны.
«В Крыму в те годы был ад. Шла в театр, стараясь не наступить на умерших от голода», «18, 19, 20, 21 год – Крым – голод, тиф, холера, власти меняются, террор: играли в Симферополе, Евпатории, Севастополе, зимой театр не отапливается, по дороге в театр на улице опухшие, умирающие, умершие, посреди улицы лошадь убитая, зловоние» - сама Фаине Георгиевна вспоминала Крым тех лет, как «страшное и неповторимое красивое время». В эти годы ей удается завести дружбу с удивительными людьми – Максимилианом Волошиным, Константином Тренёвым, Ильёй Сельвинским, Александром Спендиаровым.
«Крымский» период в жизни Раневской оканчивается в 1923 году, когда она перебирается в Казань.
Татьяна Гонтаренко