Забвенный Сурб Егия
Об армянском монастыре Сурб Хач, что в Старом Крыму, знают, пожалуй, все. Туда возят экскурсии на больших автобусах, отправляясь в походы по Крыму, с удовольствием и интересом заглядывают в приделы древнего храма и пешие туристы.
Но есть на полуострове еще один храм, практически неизвестный обывателям и, к вящему сожалению, пребывающий в забвении и упадке. Этот храм находится в тихом, неприметном закутке на окраине села Богатое, расположившегося вдоль трассы Симферополь – Феодосия. Места эти дышат спокойствием, благостью, здесь много зелени и воды – бойко журчат стекающие с соседних взгорий ручьи.
Здесь, на пригорке, среди почтенного возраста каштанов одиноко сереют руины церкви святого Спасителя….
Сегодня это – единственное мало-мальски сохранившееся строение целого религиозного комплекса, монастыря святого Ильи (Сурб Егия). Церковь, кстати, часто называют Ильинской.
По оценкам историков, монастырь Ильи был основан примерно в то же время (или несколько раньше), что и Сурб Хач, упомянутый выше. Однако, будучи возведенным на периферии, Сурб Егия оставался менее известным и посещаемым, что, впрочем, только способствовало атмосфере монастырского уединения. Службы здесь проводились всего один раз в году – 2 августа, на день святого Ильи.
Помимо церкви Спасителя, в монастыре действовала еще одна церковь, имелись кельи, хозяйственные постройки и монастырский фонтан, куда была отведена вода из местного источника. Говаривали, что родник отличался целебными свойствами. По крайней мере, о том гласит легенда – пастух, омывший в источнике ноги, заметил, что годами не заживавшие и мучавшие его язвы стали затягиваться. После нескольких омовений пастух полностью избавился от недуга. Фонтан, как и львиная доля монастырских построек, увы, не сохранился. Однако сам родник можно найти в зарослях близ руин церкви.
Хроника разрушения монастыря мало чем отличается от печальных историй, приключившихся с практически всеми религиозными сооружениями на полуострове. В 1927 году, в разгар борьбы с «опиумом для народа», монастырь закрывают и не препятствуют последующему разрушению. Впрочем, спустя почти 40 лет, всё, что к тому времени осталось от Сурб Егия, вносится в реестр памятников культурного зодчества. Не единожды разрабатывались проекты реконструкции церкви и всего монастыря, но в этом вопросе, как ни прискорбно, никто не преуспел и по сей день.
А между тем, церковь по своей архитектуре не имеет аналогов на полуострове. В ней сплелись мотивы мусульманского, западноевропейского и армянского зодчеств.
Здание самой церкви обладает типичным для христианских религиозных строений ориентированием с запада на восток. Резьба, обрамляющая дверные наличники и покрывающая мелкие элементы внутри имеет сугубо мусульманские отсылки. Нервюры свода (рёбра) и контрфорсы — заимствование романской архитектуры.
Особую ценность имели рельефные иконы, вырезанные в камне. Часть из них, к сожалению, утрачена. Но одну из них – «Распятие», можно увидеть сегодня в руинах церкви. Важная монастырская святыня - каменный крест (хачкар), некогда принадлежавшая монастырю, сегодня вывезена в Санкт-Петербург
Как мы уже написали выше, в вопросе восстановления монастыря или, хотя бы, церкви, пресловутый «воз» в наши дни не продвинулся. На территории некогда святой обители пасутся коровы и овцы, а местные жители частенько выбираются сюда на шашлыки, не гнушаясь складывать очаги из камней, некогда бывших в стенах церкви и оставлять после себя мусор…
Вот уж воистину: «Прости их, ибо не ведают, что творят!»
Остаётся надеяться, что в скором времени «ветер перемен» коснётся армянского монастыря святого Ильи, и он возродится из пепла силами неравнодушных крымчан, как это случилось с некогда утраченной святыней села Лаки.
Татьяна Гонтаренко