Через горы к морю
Наряду со старым Севастопольским шоссе, трасса регионального значения Белогорск – Приветное считается одной из красивейших крымских дорог. И это звание вполне оправдано!
Сейчас, когда золотая осень на полуострове в самом разгаре, Ускутское шоссе (второе название этой транспортной артерии) живописно как никогда.
Эта извилистая горная дорога через перевал Кок-Асан известна довольно давно.
Своё существование нынешняя трасса под номером 35Н-116 начала как вьючная тропа, соединяющая долину реки Биюк-Карасу с юго-восточным берегом. Она служила торговым путём, по которому к средневековым портам Крыма доставляли различные грузы из степей и обратно.
Первое упоминание об этом тракте встречается в записях 1470 года, и связано с именем крымских бандитов – братьев ди Гуаско, чья дурная слава летела далеко за пределы генуэзской колонии на полуострове. Эта разудалая компания не только грабила суда в черноморской акватории, но и пыталась узурпировать дорогу через перевал, дабы стать единоличными контролёрами торговых караванов, следующих от моря в сторону Карасубазара.
Облагораживание, придавшее дороге приближенный к современному вид, произвели в 1832 году. В 1914 году Ускутское шоссе до перевала умостили щебнем.
В Энцеклопедии Брокгауза и Эфрона про этот путь написано следующее:
Кок-Асан-богаз — один из лучших горных проходов в восточной половине Крыма, годный для проезда тяжелых конных подвод. С южного склона дорога идет от селения Ускют (также Искют), расположенного верстах в 4-х от морского берега, вверх по речке того же имени, переваливает на северный склон при высоте 400 саженей над уровнем моря, между горами Хургуч и Хыс-хая; далее путь следует вниз по речке Кок-Асан, впадающей в реку Тунас, и затем по Тунасу до города Карасубазара.
Сейчас длина дороги составляет 34,3 километра, наивысшая точка – 570 метров над уровнем моря.
Начало трассы находится на окраине Белогорска, поворот направо уводит вас с трассы Симферополь – Феодосия (35К-003) в сторону села Красносёловка и далее путь тянется вдоль долины реки Танасу.
Здесь есть асфальтовое покрытие, местами не очень хорошее, но после Красносёловки заканчивается и оно – начинается грунтовая дорога, однако, вполне проходимая для обычных автомобилей и мотоциклов.
Сама дорога довольно извилиста, и на спуске к морю изрядно «серпантинит». Из-за множества непростых поворотов и узких участков, Ускутское шоссе прослыло довольно опасным. Некоторые совсем уж демонизируют его, называя «Дорогой смерти», хоть бесстрастная статистика несчастных случаев говорит об обратном – аварий здесь приключалось немного.
Однако, без чертовщины в этих краях не обошлось. Неподалёку от Ускутского шоссе расположено живописное урочище под названием Чёртовы Ворота или Шайтан-Капу. Грандиозные монументальные скалы, тенистый лес с вековыми дубами и зарослями диких орхидей, тишина, таинственность.…
Но стоит подняться ветру – завоет он среди скал, примется ломать деревья, пугать путников. Предки говорили про такие места, что там шайтаны гуляют свои свадьбы и обходили эти ущелья десятой дорогой. Но, разумеется, ничего страшного в Шайтан-Капу нет. Напротив – это очень красивое и спокойное место.
Еще одна достопримечательность этих мест – таврские погребальные ящики. Сакральные сооружения древних жителей Крыма представляют собой четыре вкопанные в землю каменные плиты, укрытые сверху пятой – «крышкой». Сохранились частично, но дают представление о ритуалах тех, кто жил здесь до нас.
Также, рассказывая про дорогу из Белогорска в Приветное, нельзя не упомянуть о перевале Кок-Асан-Богаз, через который она проложена. Это места с непростой историей – партизанские места. В густых буковых лесах, укрывающих окрестные горы, размещался Ичкинский партизанский отряд, под командованием Михаила Ильича Чуба.
На счету отважных воинов было несколько успешных операций и боёв, в которых противники несли серьёзные потери. Героическим деяниям партизан вдоль дороги установлены памятные знаки.
На самом перевале Кок-Асан, на Партизанской поляне, их несколько – основной монумент, а также мемориальный камень на том месте, где партизаны Ичкинского отряда дали первый бой фашистским захватчикам.
На спуске в Приветное, устремляясь к черноморскому побережью, Ускутское шоссе делает крутой поворот – классическую серпантинную петлю на 180 градусов – образуя эдакую «подкову». Этот участок так и зовётся в народе «Подковкой» или партизанским «поворотом». Его стратегическую важность отметили ещё во время гражданской войны – красные партизаны нанесли здесь удар по белогвардейцам (1919).
Виртуозно провёл свою операцию уже в годы Великой Отечественной войны и отряд Михаила Чуба. В январе 1942 года, продвигаясь по горной дороге, немцы угодили в партизанскую ловушку. Достаточно было взорвать первую и замыкающую машину в колонне, чтобы враг оказался в тисках и попал под ураганный огонь. Деваться было некуда, с одной стороны отвесная скала, с другой – обрыв. Враг понёс тяжелые потери, а место боя теперь отмечено мемориалом
Петляя, дорога спускается всё ниже и ниже, лес отступает и открываются панорамы окружающих гор – видны Караби-Яйла, нависающие вершины Хургуч и Кыз-Кая, и головокружительная синь Чёрного моря вдали.
Следуя через обширные виноградники, Ускутское шоссе приводит нас к посёлку Приветное (старое название – Ускут или Искют). В своё время это было одно из самых крупных и богатых сёл Крымского побережья.
Вместе с тем, селение веками выделялось изолированностью от соседних сёл в бытовом и культурном смысле: например, браки старались заключать только внутри села. Даже язык ускутской долины отличался от диалектов соседних деревень, а жители антропологически относились к средиземноморскому типу (иногда выделяется особая субэтническая группа крымских татар — ускут)
Дорога через горы к морю традиционно заканчивается на черноморском берегу, влившись в шоссе Судак – Алушта (35К-005). Отсюда можно продолжить путешествие в сторону села Морское и Судака, или поехать в Алуштинском направлении.
В последнее время неоднократно поднимается вопрос о реконструкции Ускутского шоссе, превращении его в полноценную транспортную артерию с асфальтовым покрытием. Проект уже разрабатывается, но некоторые местные жители относятся к этому скептически, желая сохранить самобытность и "дикость" старой дороги. Кто знает, может, они правы и осовременивание не везде уместно?...
Оставим этот вопрос за скобками повествования и пожелаем нашим читателям приятных и безопасных путешествий по дороге через перевал Кок-Асан.