Виа феррата в Крыму
Начнём, пожалуй, с исторической ретроспективы и пары слов о том, что же такое виа феррата в принципе.
Виа феррата («via ferrata») переводится с итальянского как железная дорога, железная тропа и, по сути, именно это собой и представляет.
В альпинизме виа ферратой принято называть оборудованные особым образом участки альпмаршрутов, преодолевая которые не нужно использовать классическую технику скалолазания. Цепляться руками и ногами доведётся не за голые скалы и уступы, а за металлические конструкции – скобы, ступени, штыри, металлические пластины. Часто виа феррата снабжена не только металлическими элементами, но и страховочными перилами, навесными переправами, мостиками и даже лестницами.
Такое себе «облагороженное» скалолазание, заняться которым могут совсем неопытные новички.
Несмотря на итальянское происхождение термина, первая виа феррата появилась в Австрии, на территории горного массива Дахштайн, известного не только потрясающими ландшафтами и пейзажами, но и множеством крупных карстовых пещер и популярных скальных маршрутов.
В 1843 году один из последних был оборудован «ферратными» элементами и стал весьма популярен у туристов. «Бум» строительства виа феррат начинается в 90-е годы XIX века, причём особо преуспевали в этом деле французы и швейцарцы, ежегодно прокладывая в Альпах новые «железные тропы».
Сейчас на территории альпийской горной системы наличествует более 1000 виа феррат, и настоящим «Эльдородо» по праву считаются Итальянские Доломиты или Доломитовые Альпы, где маршруты найдутся на любой вкус и умения (но преобладают непростые, протяженные).
И пусть Крымские горы не такие высокие и обширные по площади, как Альпы, такое явление как виа феррата не обошло полуостров стороной, ведь и альпинизм, и скалолазание для наших палестин отнюдь не пустой звук!
Первой виа ферратой в Крыму часто называют небольшой маршрут в районе Красных пещер, но это не совсем верное утверждение. Более старые ферратные элементы можно обнаружить в районе Кастропольской стены и скалы Морчека – это своеобразная «Мекка» скалолазного братства.
Данная виа феррата представляет собой ряд простых скоб из гнутого металлического прута, кое-где с довольно большим интервалом, что делает эту тропу не самой простой для прохождения людьми невысокого роста. Сегодня этот маршрут известен как «Скобы» или «Мердвень» (Лесенка) – не путать с пешей тропой через перевал Шайтан-Мердвен или Чёртова Лестница.
По «Скобам» от окрестностей села Оползневое можно выбраться на кромку Ай-Петринской яйлы. Кто и когда проложил эту виа феррату доподлинно неизвестно, но ряд краеведов Крыма сходится во мнении, что «авторами» первой крымский ферраты, скорее всего, были работники Кучук-Койской оползневой станции. Ориентировочно, тропа была пробита в 30-е годы XX века. Она малоизвестна в наши дни и практически не используется туристами.
Следующая виа феррата, которая, как мы писали выше, часто считается «пионером» на полуострове, появилась в 2012 году неподалёку от Кизил-Кобы, она же Красная пещера – мы знаем её не только как одну из крымских достопримечательностей, но как самую протяженную пещеру Крыма (по сути – это целая пещерная система длиной около 27 км!)
Виа феррата Красных пещер оборудована на отвесной скале чуть выше водопада Су-учхан – соседа Кизил-Кобы и любимца туристов.
Помимо «проскобированного» маршрута здесь же можно найти несколько классических скальных маршрутов, проходя которые нужно полагаться только на силу рук, ног, пальцев и опыт в скалолазании.
Длина виа ферраты близ Кизил-Кобы небольшая, скобы расположены со смещением от оси, что делает подъём более удобным. Поднявшись до финишной точки, вы сможете обозреть панорамы долины, отрогов Долгоруковской яйлы, после чего спуститься вниз по одной из многочисленных туртроп.
С бешеным ростом популярности соцсетей, стало ясно, что туристов банальным отдыхом на пляже и заезженными экскурсиями уже не удивить – профили в Instagram и ВКонтакте нужно освежать чем-то необычным, ярким, вызывающим восторг и зависть!
Путешествие по виа феррате в этом смысле то, что нужно! Посему за последние несколько лет на полуострове были оборудованы сразу 4 таких "аттракциона"
Из них три маршрута в Севастопольском районе стали детищем компании «Морчека Эдвенчер», занимающейся созданием инфраструктуры скальных маршрутов, виа феррат и троп, организацией массовых мероприятий и приключений в горах.
Первый маршрут рассчитан под новичков и служит полигоном для знакомства с техникой преодоления виа феррат. Отлично подходит и для подрастающего поколения любителей активного туризма.
Расположен на горе Орта-Кая, близ Тороповой дачи (17 км) – это популярное место отдыха среди жителей города-героя Севастополя. Общая длина ферраты на Орта-Кая – 150 метров. В неё входит подъем по скальной стене, переправа над пропастью и оборудованный спуск по скалам к началу маршрута.
Второй проект «Морчека Эдвенчер» - самый популярный и посещаемый на сегодня – комплекс виа ферратных маршрутов на горе Ильяс-Кая, доминирующей над Ласпинской бухтой. Здесь проложен десяток маршрутов разной степени сложности. Например, на маршруте «Змейка» инструкторы виа ферраты будут рады видеть ребят от 6 лет, чтобы научить их новым, интересным навыкам покорения скал. Есть простые маршруты для начинающих взрослых, тех, кто пока не готов с головой окунуться в экстрим, но всё же хочет пощекотать нервишки новеньким и нетривиальным.
А есть и такие участки тропы, куда приглашаются только люди, имеющие опыт прохождения феррат и обладающие хорошей физической формой. По одному из таких железных треков туристам предстоит подняться на вершину Ильяс-Каи аж от самого шоссе Ялта – Севастополь.
Оборудование ферраты на Ильяс-Кае началось в 2018 году
Следующая феррата из свежих – открыта для посещения в мае 2021 года. Это комплекс из трёх разных маршрутов, проложенный по скальным участкам от урочища Батилиман к Ласпинскому перевалу.
Общая протяженность всех участков составляет около 1200 метров. Самая высокая точка маршрута – скала Гарина-Михайловского (355 метров над уровнем моря)
И самой последней, на данный момент, была создана так называемая «Небесная тропа» на Ай-Петри. Открывшись немного несвоевременно – в конце августа, на исходе высокого сезона – свеженькая достопримечательность горы Святого Петра вызвала бурную реакцию в сети.
Этого «новичка» среди крымских виа феррат местное сообщество любителей активного туризма приняло не особо тепло. Среди основных претензий, высказанных в адрес создателей очередной аттракции, были сетования на антропогенное влияние на горные ландшафты, на жажду наживы вопреки необходимости сохранения заповедных территорий. Масла в огонь обсуждения подлил ещё и тот факт, что «Небесная тропа» стала платным объектом, в то время, как остальные ферраты, перечисленные в нашем обзоре – бесплатны и общедоступны.
Впрочем, скандальное начало функционирования новой ферраты не помешало ей в первые же дни работы принять немалое количество посетителей.
Как сообщает ФГБУ «Заповедный Крым» под чьей эгидой и была проложена феррата: «Небесная тропа» длиной 360 метров проходит вдоль зубцов, при высоте отвесной стены около 50 метров. По пути предстоит преодолеть 2 подвесных моста, где этот показатель колеблется от 30 до 80 метров. Техника прохождения маршрута не сложная, под силу даже тем, у кого нет опыта альпинистских восхождений - главное соблюдать технику безопасности и строго следовать инструкциям гида (он проходит весь путь вместе с группой).
В завершение нашего обзора железных троп полуострова, хочется отдельно отметить, что, несмотря на общедоступность, заниматься самостоятельным прохождением крымских ферратных маршрутов категорически не рекомендуется, особенно, если вы не имеете опыта в альпинизме или скалолазании, а также находитесь не в лучшей физической форме.
Для путешествия по любой виа феррате необходимо наличие страховочного снаряжения и каски, которые уберегут вас от несчастного случая. Нелишним будет и сопровождение опытного гида, ведь он не только поможет вам на непростых участках, но расскажет об истории создания маршрута, интересных объектах неподалёку.
Приятных и безопасных вам путешествий!