Екатерининские мили
Посещение императрицей Екатериной II в 1787 году Крымского полуострова заслуживает отдельного – долгого и захватывающего – рассказа. Это и самое дорогостоящее на тот момент путешествие, и, по сути, первая организованная туристическая поездка.
Подготовка к этому событию началась загодя и была крайне обстоятельной, ведь требовалось не только в наилучшем виде представить императрице её владения, но и обеспечить безопасность монаршей персоны (и не одной, ведь в этом вояже Екатерину II инкогнито сопровождал австрийский император Иосиф II)
Руководителем «проекта», как сказали бы в наше время, выступил светлейший князь Григорий Александрович Потёмкин – Таврический – видный государственный деятель своего времени и самый известный и уважаемый фаворит императрицы. Собственно, именно он руководил присоединением к Российской империи тех земель (так называемая Новороссия и Крым), которые предполагалось инспектировать в ходе путешествия.
Путешествие началось 2 января 1787 года, и было поистине масштабным. С Екатериной II отправились не только её приближённые, но и многочисленная свита – всего около трёх тысяч человек! Императорская колонна состояла из 14 карет, 124 саней с кибитками и 40 запасных саней. Сама владычица ехала в карете на 12 персон, запряжённой 40 лошадьми.
На полуостров процессия въехала через Перекоп, предварительно совершив посещение Херсона, города-«детища» князя Потёмкина (к слову, в Херсоне князь и похоронен). Первым крымским городом на пути следования стал колоритный Бахчисарай, далее – Севастополь и Инкерман, где приём был поистине торжественным. В честь прибытия императрицы запускались салюты, в Ахтиарской бухте на смотр выстроились красавцы-корабли, а в Балаклаве на знакомство с Екатериной прибыла женская амазонская рота. Также монархиня в сопровождении Потёмкина полюбовалась видами Байдарской долины и поднялась на перевал, известный в наши дни, как Байдарские ворота. По легенде, Екатерина в восхищении обозрела великолепные южнобережные панорамы с горных вершин и произнесла известную фразу: «Крым – драгоценнейшая из жемчужин в короне Российской империи». Спуститься к морю, однако, императрица не смогла, тогда ещё не было в тех краях обустроенных для царского транспорта дорог.
Посему процессия повернула в сторону столицы Крыма – Симферополя. После посещения «города пользы», Екатерина заглянула в Карасубазар (Белогорск) и Старый Крым – в последнем для ночлега царицы специально отстроили небольшой дворец. Конечным пунктом стала Феодосия, здесь Екатерина со свитой посетила бывший ханский монетный двор. 31 мая 1787 года кортеж покидает полуостров через Арабатскую стрелку.
Частично дорогу для путешествия императрицы пришлось как следует облагородить, а то и проложить практически наново. И в процессе этой подготовки у тогдашнего и первого правителя Таврической области Василия Васильевича Нечуй-Каховского возникла идея отметить дорогу, проделанную монаршей персоной, особыми путевыми знаками.
Василий Васильевич предложил эту идею князю Потёмкину, и последнему задумка пришлась весьма по душе.
Было решено снабдить весь маршрут верстовыми столбами, а на каждых 10 вёрстах установить особые мили, сегодня называемые «Екатерининскими».
Изготавливались дорожные знаки в Крыму, из местного камня. Стоимость производства одной мили оценивалась в 14 рублей.
Нижняя часть Екатерининской мили представляет собой основание колонны тосканского ордена, далее следует шестигранный перехват посредине и конусообразное завершение. Устанавливались мили на квадратные постаменты.
Автором проекта предположительно был инженер-полковник Н.И.Корсаков, работавший на благоустройстве дороги, по которой предстояло путешествовать Екатерине II. Второй кандидат на звание создателя миль – известный зодчий Иван Егорович Старов (его считают основоположников русского классицизма)
До наших дней, увы, не сохранился ни один из верстовых столбов, а вот Екатерининские мили, пусть и в небольшом количестве, сегодня на территории полуострова остались. Мятежные советские времена, когда порицалось и стиралось с лица земли всё, связанное с царизмом, смогли пережить шесть путевых маркеров.
Первую Екатерининскую милю можно найти в парк Учкуевка – это Северная сторона города-героя Севастополя. И, будучи установленной в 1786 году, миля всего на три года младше города. Её вполне можно считать самым старым памятником прославленного Ахтиара (одно из названий Севастополя)!
Вторая миля встречает любознательных путешественников, собравшихся на экскурсию по великолепному самобытному Ханскому дворцу в Бахчисарае. Дорожный знак установлен прямиком напротив главного входа, у каменного мостика, перекинутого через речку Чурук-Су.
Третья миля расположилась на трассе Симферополь – Севастополь, в районе сёл Новопавловка и Севастьяновка. Ранее её очень хорошо было видно с дороги, сейчас находится несколько в стороне после открытия новой трассы «Таврида»
Четвёртую милю мы найдём на участке трассы «Таврида» Симферополь – Феодосия, близ села Цветочное. Долгое время она пребывала в полуразрушенном состоянии – от памятника остался один лишь постамент. Но сегодня дорожный знак отреставрирован
Проведать пятую милю будет сложнее остальных – она оказалась на территории Старокрымского военного полигона, к северу от горы Агармыш (район сёл Кринички, Абрикосовка). На момент посещения правительницей Крыма именно здесь пролегала старая дорога на Белогорск, по которой Екатерина II из Карасубазара проследовала в Старый Крым.
Шестая миля в том же, феодосийском, направлении. Вы увидите её аккурат на повороте в сторону села Отважное. Но это, увы, не совсем оригинал, а реплика, отмечающая приблизительное место, где ранее присутствовала настоящая миля. В 1998 году неизвестные вандалы разгромили памятник. Обломки мили перевезли в Старый Крым, где сотрудники краеведческого музея кропотливо восстановили пострадавший знак и установили его во дворе самого музея.
А в мае 2010 года неподалёку от того места, где находилась разрушенная миля, был открыт памятный знак в виде аналогичной дорожной метки.
Интересное исследование было проведено крымскими краеведами. Восстановив примерный маршрут следования императорского кортежа, и прикинув на местности расстояния, пытливые умы примерно определили месторасположение утраченных сегодня остальных екатерининских миль.
Первая крымская миля, согласно этим расчётам, была установлена в районе современного Армянска (а может, и на территории самого города). В районе Севастополя и Бахчисарая, скорее всего, милями были отмечены участки близ сёл Сирень, Дальнее и Хмельницкое. И ещё одна миля могла присутствовать на въезде в Феодосию.