Маяки восточного Крыма
Светочи, ведущие суда во тьме и непогоде к обетованной земле.… Словно неприступные крепостные башни возвышаются они над пучиной волн, озаряя всё вокруг живительным светом, на который к безопасному порту плывут корабли. Сколько песен, стихов и легенд сложено о маяках – не счесть.
И поскольку берега Крыма омываются морем, да не одним, без маяков полуостров, разумеется, не остался. Предлагаем вашему вниманию обзор крымских маяков с интересными фактами и фотографиями красавцев-навигаторов.
Условно мы разделим этот список географически - на маяки западного, южного и восточного Крыма. С последнего и начнём
Итак, маяки восточного Крыма
Еникальский маяк
Еникальский маяк расположился на мысе с простым названием Фонарь. Это крайняя восточная точка как Керченского, так и Крымского полуострова. Для морской навигации мыс имеет крайне важное расположение, посему, для упрощения прохождения судами Керченского пролива, здесь и был установлен маяк.
Удивительно, что первое упоминание о маячных огнях в здешних окрестностях (при городище Парфениум) встречается еще в античных писаниях греческого географа и мореплавателя Скилака Кариандского, а это 350 год до нашей эры! Пойдя по стопам предшественников, крымчане в 1820 году отстроили на мысе Фонарь основательный маяк. Увы, эта первая башня была разрушена до основания во время кровопролитных сражений Великой отечественной войны.
Гидрографы, работавшие на маяке, вызвали огонь захватчиков на себя, чтобы выиграть время для отступающих красноармейцев. Отважные хранители маяка погибли, пал и сам светоч мыса Фонарь. До того момента он считался старейшим маяком в Крыму. Современная и действующая каменная башня Еникальского маяка появилась в 1953 году.
Таклынский маяк
Если двигаться вдоль побережья на запад, после Еникальского нас встретит Таклынский маяк (он же Такильский или Кыз-Аульский).
Изначально этот навигатор располагался южнее, на мысе Такиль, от которого до мыса Панагия, что на Тамани, проложена условная линия, разграничивающая Черное и Азовское моря. Однако расположение оказалось не самым удачным – проблему сложной навигации в этих краях маяк не решал. Адмирал Александр Петрович Спицын, тогдашний градоначальник Керчи, отыскал более удачное место для маяка – соседствующий с Такилем мыс Кыз-Аул и распорядился установить новый маяк именно тут.
Для строительства маяка использовался местный стройматериал – белый ракушечник, а установленная оптика была новее и «продвинутее».
Такильский маяк зажёг свой свет 13 мая 1876 года. В ноябре 1920 года именно отсюда, с мыса Кыз-Аул, происходила массовая эвакуация беженцев, не поддержавших Октябрьскую революцию и дальнейшие события, и остатков белогвардейской армии. Во время войны маяк пострадал незначительно, после победы над немецко-фашистскими захватчиками его практически сразу запустили, а в 1960 году модернизировали. К общей энергосистеме Крыма маяк был подключен в 1977 году.
Чаудинский маяк
Мыс Чауда, приютивший одноимённый – Чаудинский маяк – находится на восточном краю обширного Феодосийского залива. Географически это ещё территория Керченского полуострова. Береговая линия здесь кажется простой и скучной, в сравнении с тем же Южным берегом Крыма – ни тебе извилистых бухт, ни коварных заливов, ни россыпи опасных прибрежных скал. Но всё же трагедии на воде случались и в этих краях.
В 1862 году близ мыса Чауда потерпел крушение пассажирский пароход «Орест», шедший из Кавказа в Феодосийский порт. Попав в плотный туман (а дело было зимой), судно, в итоге, было выброшено штормящим морем на мель, где намертво застряло. Ветер и непогода продолжали бушевать, корабль неумолимо покрывался мёрзлой коркой, и становилось предельно ясно, что «Орест» грозит стать ледяной могилой для людей на борту. Часть пассажиров, во главе с опытным офицером, спустила лодки и эвакуировалась на берег, в поисках помощи. Увы, затерявшись в снежной буре, все они погибли от холода. Второй части терпящих бедствие повезло больше. Спустившись на берег погодя, они, всё же, набрели на деревеньку и смогли вызвать подмогу. Расследование трагедии дало однозначный ответ – жертв можно было избежать, будь на мысе Чауда маяк.
И светоч возник здесь в 1886 году. В годы войны он, разумеется, понес повреждения и нуждался в восстановлении (его провели в 1956 году)
Чаудинский маяк - это 12-метровая восьмиугольная цилиндрическая каменная башня с фонарем и галереей, пристроенной к фасаду одноэтажного каменного дома, где расположено жилище смотрителя маяка. Башня окрашена в белый цвет. Белый цвет имеет и вспышка огня маяка, интервал - каждые 24 секунды (6 секунд — свет; 18 секунд — тьма).
Ильинский маяк
Если маяк мыса Чауда замыкает своим огнём Феодосийский залив с востока, то с западной стороны его сотоварищем стал Ильинский маяк, выстроенный на мысе Святого Ильи. Однако история постройки этого светоча необычна и терниста – здесь и бюрократия, и безденежье, и даже небольшое чудо!
О необходимости постройки маяка близ Феодосии в портовом городе не говорил только самый ленивый. Не словом, а «делом» подтверждали эту необходимость погода с морским рельефом, регулярно приводившие к неприятностям и серьёзным катастрофам у берегов «Богом дарованной» (перевод названия города Феодосия с греческого).
Крупные крушения пароходов «Великий князь Константин» и «Владимир» (1890 г.) в очередной раз подняли острый вопрос, и феодосийцы буквально принялись осаждать Дирекцию маяков Чёрного и Азовского морей с мольбами построить, наконец, жизненно важный объект. Ведь доходило до смешного – суда, заходящие в залив со стороны мыса святого Ильи, были вынуждены ориентироваться на огни Феодосийского яхтенного клуба, а до этого – на пламя церковных свечей, горящих в небольшой часовне Святого Ильи! Просьбы рассмотрели лишь спустя 4 года, в 1894 году. Начались проектировочные работы, было найдено место для постройки. и… процесс снова застопорился.
Неизбывное «Денег нет!» встало нерушимой преградой, и, было, похоронило чаяния феодосийцев обзавестись маяком. Но помогло самое настоящее чудо – удивительное стечение обстоятельств.
В семье богатого московского предпринимателя, золотопромышленника и мецената Константина Васильевича Рукавишникова горе – чахоткой заболел первенец и единственный сын Николай. Доктора настаивают на смене климата, и чета Рукавишниковых перебирается в Крым, в Феодосию, к морю и солнцу. И целебный крымский климат излечивает юношу! Здоровье Николая Константиновича крепнет, молодой и любознательный парень часто гуляет по городу, заводит знакомства. Особенно интересным для него было общение с капитанами судов, заходивших в Феодосийский порт. Николай приглашает новых друзей в гости, где вся семья с удовольствием слушает рассказы морских волков. Без сетования на отсутствие маяка и связанные с тем проблемы беседы, конечно, не обходится.
Мать исцелившегося юноши – Евдокия Николаевна Рукавишникова – всей душой жаждет отблагодарить эти края, вернувшие ей сына, и решает подарить городу маяк. Моряки горячо поддерживают матушку и помогают ей советами – куда обратиться и что сделать.
Осенью 1897 года Рукавишникова подает в Дирекцию маяков заявление о желании принять на свой счёт постройку маяка на мысе Святого Ильи. Через некоторое время пришёл ответ, в котором Дирекция маяков рекомендовала ей взять для будущего маяка световую установку «шведского огня». К письму прилагались план и чертежи башни, а световой аппарат чиновники заказали в Финляндии. Руководство постройкой маяка Евдокия Николаевна поручила технику Алексею Алексеевичу Полонскому, с братом которого была знакома, а сама не мешкая, приступила к сбору денег: заложила дачу, отправила в Москву письмо супругу. Константин Васильевич одобрил задуманное предприятие и прислал недостающие средства. Через год строительство маяка и дома для смотрителя закончили.
Впервые маяк на мысе Святого Ильи заработал в 17 февраля 1899 году, по сути, благодаря чуду. Изначально маяк был деревянным, в 1912 году его перестраивают. В декабре 1941 года во время Керченско-Феодосийской операции при ликвидации вражеской батареи, окопавшейся на мысу, огнём артиллерии эсминца «Железняков» маяк был разрушен. После освобождения Феодосии от фашистских захватчиков 13 апреля 1944 года на мысу установили временный навигационный огонь. Капитальный маяк и городок для обслуживающего персонала были построены лишь в 1955 году. В данном виде маяк сохранился до наших дней.
Меганомский маяк
Меганомский маяк поселился на самой южной части одноимённого мыса Меганом. Он не самый крупный в Крыму – высота сооружения всего 12 метров, и в историю крымских маяков вошёл как своеобразный «долгострой», наряду с Ильинским маяком, описанным выше
О том, что в окрестностях Судака тоже нужны маяки, заговорили ещё в 1875 году, тогда распоряжение о важном строительстве отдал император Александр II. Впрочем, к моменту смерти самодержца от рук народовольцев в 1881 году, маяком на Меганоме и не пахло, проект кочевал с бумаги на бумагу, из стола в стол. Даже в 1890 году, когда Дирекцией маяков и лоций было принято прямое решение о стройке именно на мысе Меганом, работа закипать не спешила.
«Шевеление» началось лишь в 1894 году. И, надо отметить, более успешно, чем в случае с маяком Ильинским. Здесь, хотя бы нашлись средства на возведение.
Материал для строительства брали тут же – на одном из многочисленных природных обвалов. Оптическое оборудование приехало из Франции. Свет давала традиционная для тех времён керосиновая лампа и, что характерно, на лампу накаливания этот архаизм заменили только в 1959 году, когда практически в каждом доме Советского Союза уже было электричество.
В годы Великой Отечественной войны маяк не работал, оборудование с него было снято и спрятано. Само здание пострадало от обстрелов, позднее – и от суровых зимних штормов.
Сейчас маяк отреставрирован, сияет нарядной белизной на фоне самого синего в мире Черного моря и пользуется большой популярностью у туристов, ведь здесь можно сделать весьма красивые фотографии.
В одной из следующих статей мы продолжим обзор маяков Крыма рассказом о южнобережных светочах.