Маяки южного Крыма
Продолжаем обзор крымских маяков и сегодня в нашем «объективе» маяки, расположенные на южном берегу полуострова
Ай-Тодорский маяк
Это один из старейших маяков полуострова, основанный в 1835 году при непосредственном руководстве адмирала Михаила Петровича Лазарева. Прекращал свою работу лишь трижды за всё время существования: во время Крымской войны (1854-1855 гг), Русско-турецкой войны (1877 г) и в период Великой Отечественной войны (1941-1944 гг).
Нынешнее здание маяка высотой 9 метров (а расположен сам маяк на высоте 87 метров над уровнем моря) было построено в 1876 году. Ай-Тодорский маяк занимает южный отрог мыса Ай-Тодор – это самое сердце южного берега Крыма. Среди соседей маяка – знаменитое Ласточкино гнездо, имение Харакс, а также уникальное фисташковое дерево, чей возраст насчитывает более 1000 лет!
Ялтинский маяк
Чтобы увидеть этот маяк не нужно отправляться в далёкие степи восточного Крыма и добираться до затерянных мысов. Он во всей красе приветствует всех, кто прогуливается по набережной курортной столицы полуострова – Ялты.
Будучи относительно небольшим – высота башни всего 17 метров – маяк, тем не менее, выполняет важную роль, направляя суда, заходящие в Ялтинский порт и следующие вдоль южного берега.
Первым о необходимости постройки маяка на ялтинском берегу заговорил всё тот же адмирал Михаил Лазарев. При его участии было выбрано место и разработан проект, но, увы, дожить до завершения строительства Михаилу Петровичу было не суждено.
Первый маяк, установленный в Ялтинском порту, был временным (1874 год), он имел вид небольшого железного домика, высотой всего 20 футов (6 метров). Существенным недостатком светоча было то, что в тёмное время суток его по нескольку раз приходилось чистить от нагара масляной лампы, дававшей огонёк - в противном случае дальность маяка сильно снижалась. Однако новый маяк принялись строить только в 1889 году, и процесс затянулся на три года. В результате на Ялтинском моле появилось бетонное сооружение, имевшее строгий, законченный вид и красивую остроконечную крышу.
Архитектором маяка стал Александр Львович Бертье-Делагард – выдающийся исследователь Крыма, археолог, историк, нумизмат и человек, принимавший активное участие в учреждении и функционировании Крымско-кавказского горного клуба (родоначальник активного туризма на полуострове).
Ялтинский маяк с честью выстоял во время землетрясения 1927 года, пережил революцию и суровые зимние шторма, но сильно пострадал в годы Великой Отечественной войны. Захватчики не только сняли и уничтожили маячную оптику, но и почти сравняли с землёй само здание. Впрочем, восстановление маяка было скорым – уже в 1946 году он снова засиял судам, идущим вдоль южного берега Крыма.
Маяк мыса Сарыч
Двигаясь с востока на запад вдоль живописного южнобережья, мы подбираемся к самой южной части полуострова – мысу Сарыч. Впрочем, сие суждение спорно, и ряд краеведов называет крайней южной точкой Крыма совсем другой мыс.
На Сарыче установлен ещё один герой обзора – небольшой чугунный маяк, высотою около 12 метров. С момента возведения (август 1898 г.), он сохранился до наших дней практически неизменным. Сам маяк был заказан во Франции еще в 1863 году и 20 лет служил русскому флоту, после чего оказался разобранным и сложенным в недрах Николаевских верфей. Пока будущий маяк мыса Сарыч прозябал на складах, военно-морское ведомство выкупает участок земли у некой Натальи Прикот, в девичестве Компер. Местность носила романтическое название Комперия и как нельзя лучше подходила для маяка. На одной из невысоких скал мыса и был установлен светоч.
Несмотря на повреждения, полученные в военные годы, маяк получилось восстановить, так как стараниями смотрителя Михаила Макуха, сохранились точные планы сооружения.
Инкерманские маяки
В систему Инкерманских маяков, иногда называемую Инкерманским створом, входят сразу два навигационных сооружения – передний маяк и задний маяк. Они были возведены на высшей точке Инкерманского плато для обозначения входа в Севастопольскую или Ахтиарскую бухту. Строительство началось в 1820 году по инициативе командующего флотом адмирала Алексея Самуиловича Грейга, и к ноябрю 1821 года Инкерманский створ начал действовать, обеспечивая безопасный проход судов Черноморского флота к главной своей базе. Каменные белые башни маяков, имеющие высоту 14 метров отлично видны издалека на фоне неба и гор, а свет их огней простирается на 18 миль.
На переднем маяке установлен красный постоянный огонь, на заднем — белый, тоже постоянный, без мигания и вспышек. Моряки говорят, что для захода в бухту надо держать руль так, чтобы белый огонь был точно над красным. Этот процесс они называют — идти по Инкерманскому створу.
В годы Крымской войны (1854-1855 г.г.) маяки периодически гасили, чтобы вражеские суда не использовали их для захода в Ахтиарскую бухту. Непросто пришлось сооружениям в 1927 году, когда грянуло Крымское землетрясение – по самим зданиям пошли трещины, лопнули стёкла в оптическом оборудовании, а смотрители маяков с ужасом наблюдали, как в открытом море поднимаются ввысь огненные столбы – то воспламенился сероводородный слой Черного моря.
Во время Великой Отечественной войны маячные башни были разрушены, как и многие навигационные сооружения на полуострове. Но их восстановление началось с первых дней после освобождения Севастополя от захватчиков в мае 1944 года. В ноябре 1946 года, аккурат к 125-летию Инкерманского створа, маяки снова заработали. Сейчас к обоим маякам подведены стационарные линии электропередачи.
Херсонесский колокол
Разумеется, полноценным маяком знаменитый колокол античного полиса Херсонес назвать нельзя. Однако сигнальные функции он выполнял весьма исправно и успешно. В непогожие, туманные дни, смотрители, ударяя в него, давали знак проходящим судам, спасая корабли от крушения на коварных мелях близ древнего городища. По этой причине в литературе часто встречается второе название колокола – Туманный.
Он был отлит в 1778 году в Таганроге, материалом послужил металл трофейных турецких пушек – о чём гласит надпись на самом колоколе, правда, сохранились она лишь частично. Едва различимая фраза, нанесённая вязью содержит следующее:
«Сей колокол… вылит… Святого Николая Чудотворца в Таганро… из турецкой артиллерии весом… пудов 1778 года месяца августа… числа»
В 1803 году указом Александра I, колокол отправили в Севастополь, где строилась церковь Святого Николая – покровителя моряков. На её колокольне Туманному колоколу предстояло занять почётное место. Однако в планы вмешалась Крымская война – колокол был захвачен союзными войсками Англии и Франции в качестве трофея. Далее следы перемещений могучего красавца теряются, пока колокол совершенно случайно не обнаруживают в знаменитом соборе Парижской Богоматери.
Возвращению колокола на родину, как ни странно, поспособствовала очередная война. Накануне Первой мировой, когда обстановка в Европе была накалена до предела, Франция оказалась заинтересованной в укреплении связей с Российской империей. Посему французское правительство отправило колокол-«пленник» домой в знак «союза и дружбы».
Возвращение колокола состоялось 23 ноября 1913 года при большом стечении народа и сопровождалось торжественным крестным ходом. После торжеств колокол был поднят на звонницу Херсонесского монастыря (ныне не сохранилась).
Сегодня Херсонесский колокол установлен неподалёку от самого известного Херсонесского сооружения – базилики 1935 года (раскопана в 1935 году). Вместе с нею колокол давно стал своеобразным символом античного городища и полюбился туристам. Но дабы последние не терзали колокол, оглашая окрестности неуместным басовитым боем, «язык» Туманного колокола заблокирован.
Херсонесский маяк
То, что мыс под названием Херсонес имеет идеальное расположение для установки на нём навигационного огня, человеку стало известно давно. Примитивные аналоги маяка здесь устанавливали задолго до вхождения Крыма в состав Российской империи, а после 1783 года на мысе довольно скоро появилась времянка с направляющим огнём, по которому корабли ориентировались по пути в Севастополь.
Судоходное движение становилось всё более интенсивным, расширялся Черноморский флот, и необходимость в строительстве маяков становилась острее. В 1814 году в ставке флота принимают решение о возведении маяков на мысе Херсонес и мысе Тарханкут. В качестве проектировщика был приглашен Леонтий Спафарьев, отвечавший за строительство маяков на Финском заливе. Под его руководством в 1816 году начинается возведение маяков. Они вышли весьма похожими – Херсонесский и Тарханкутский маяки даже называют близнецами.
Херсонесский маяк спроектирован в виде конуса, высотой в 36 метров. Толщина стен у основания составляет около двух метров, что делает маяк весьма крепким орешком
Русско-турецкая война, Первая мировая, крымское землетрясение и разрушительные шторма почти не нанесли ему урон. Но в 1942 году маяк мыса Херсонес всё же получает критические повреждения. Будучи последним рубежом героической обороны Севастополя, он был расстрелян прямой наводкой изо всех орудий. Окончательно пал навигатор в 1944 году, в боях за освобождение Севастополя. Несколько точных попаданий в основание маяка приводят к гибели оставшейся конструкции.
К счастью, невредимыми остались старые чертежи, по которым в 1950 году начинается реконструкция маяка. При восстановлении частично используется старый, уцелевший камень, частично белоснежный камень Инкермана. В середине 1951 года маяк полностью восстановлен в первозданном виде.
Сегодня Херсонесский маяк оснащен современным оборудованием и далее несёт свою службу, освещая путь кораблям, бороздящим просторы самого синего в мире Черного моря.