Карло Боссоли и Крым
Каждый уважающий себя краевед знаком с серией акварелей и гуашей кисти Карло Боссоли, который с поразительной точностью, но в своем уникальном стиле изобразил множество крымских уголков. Сборник крымских художественных впечатлений мастера по праву может считаться настольной книгой любящих Крым эстетов.
Боссоли родился в 1815 году в швейцарском городе Лугано, но пятилетним ребенком был перевезен в Одессу, где уже сложилась своеобразная диаспора «русских итальянцев».
С 11 лет Карло работает в антикварном магазине, где проводит время среди старинных картин и эстампов, живо интересуясь техниками рисования и пробуя копировать имеющиеся в его распоряжении полотна. В тринадцатилетнем возрасте юное дарование начинает продвигаться по карьерной лестнице живописца и поступает на работу в мастерскую Ринальдо Наннини – художника Одесской оперы. Вскоре талант замечает Михаил Семенович Воронцов, в то время занимавший пост генерал-губернатора Новороссии и Бессарабии. От него Карло Боссоли получает заказ – написать серию работ с видами Одессы.
Семья Воронцова, в какой-то мере, берет художника под свое крыло. Супруга генерал-губернатора Елизавета Ксаверьевна всячески содействует тому, чтобы Боссоли отправился в путешествие по Италии, сопряженное с изучением премудростей рисования, а после этой двухгодичной учебной поездки Воронцовы приглашают Боссоли в Крым.
Карло Боссоли пробыл на полуострове всего 2 года (1840-1842), но разве сроки играют роль для гения? Двух лет было достаточно, чтобы талантливый молодой творец исследовал полуостров и задокументировал увиденное на бумаге, в виде картин.
Ялта, Алушта, Гурзуф, Севастополь, Евпатория, Керчь, северные степи и морские просторы поочередно становились «героями» его полотен, имеющих сегодня особую ценность хотя бы потому, что на них остаются невредимыми многие достопримечательности, недошедшие до нас.
Здесь еще не тронутый бомбежками Крымской войны Севастополь; инкерманская Каламита и Чембало в Балаклаве с вереницей разрушенных ныне башен; татарские домики южнобережных поселков и могучий водопад в скалах близ генуэзской крепости в Судаке.
Изобилующие мелкими деталями, невероятно трогательные картины Карло Боссоли с легкостью переносят нас в Крым того времени, виртуозно передавая атмосферу и быт крымчан XIX века. Еще при жизни Боссоли, в 1856 году, в свет выходит альбом «The Beautiful Scenery and Chief Places of Interest throughout the Crimea» («Пейзажи и достопримечательности Крыма») с цветными литографиями художника. В наши дни часть картин Боссоли хранится в Эрмитаже.