2014 – 2019. Итоги крымской пятилетки
В преддверии нового 2020 года мы предлагаем вспомнить основные достижения, которыми может гордиться Крым за прошедшие пять лет. За это время жизнь крымчан сильно изменилась: им пришлось адаптироваться к российскому законодательству, заново оформлять многие документы, учиться жить в условиях западных санкций и отстраненно смотреть на события, происходящие на Украине.
Зато теперь у нас есть возможность сравнивать текущее положение дел в Крыму с украинским прошлым и надеяться на более счастливое российское будущее. Итак, давайте пройдемся по основным вехам и значимым событиям прошедшей пятилетки.
Общественное согласие
Самое главное достижение Крыма за прошедшие 5 лет – это достижение мира, безопасности и межнационального согласия. Об этом не стоит забывать никогда.
Трудно даже представить, какие беды могли поджидать крымчан, если бы усилия украинских националистов и их зарубежных покровителей достигли цели. Расшатать многонациональное общество, подливать бензина в костер былых обид, поляризировать людей и вывести их на улицы для бунтов – вот любимые инструменты опасных манипуляций. Но, благодаря мужеству и здравому смыслу крымчан, а также аккуратной политике государственных институтов России, нам удалось избежать ненужных конфликтов и достичь взаимопонимания по самым главным вопросам.
В Крыму теперь три государственных языка – русский, украинский и крымско-татарский. Нет притеснения по этническому или языковому признаку, нет деления на «титульную» нацию и всех остальных, нет навязывания чуждых героев и искаженного взгляда на историю.
Благодаря значительному укреплению оборонного потенциала Крыма исчезают опасения, что кто-то захочет силовым путем взять крымский полуостров под свой контроль и помешать нам жить спокойно и мирно. Будем надеяться, что на крымской земле больше никогда не будет войн и этнических конфликтов.
Энергетическая безопасность
Крымчане еще помнят «блэкаут», когда в ноябре 2015 года украинские радикалы подорвали линии электропередач из Украины в Крым. Крым тогда не был готов к подобному варварству и погрузился в темноту. Нам пришлось учиться выживать на бензиновых и дизельных генераторах, системах автономного электропитания и мобильных газотурбинных станциях. В первую очередь электроэнергией обеспечивали больницы и важнейшие объекты, Крымчане в этот момент сплотились, стали активно помогать друг другу и делиться самым необходимым.
Благодаря активной помощи российских регионов и федеральной власти, наладить в Крыму нормальное электроснабжение удалось достаточно быстро. В декабре 2015 года начала работать первая линия энергомоста от Ростовской АЭС через Кубань, а в мае 2016 года уже работали все четыре линии общей мощностью 800 МВт.
Окончательно Крым стал энергонезависимым после ввода в эксплуатацию весной 2019 года двух тепловых электростанций, работающих на газе: Таврической ТЭС под Симферополем и Балаклавской ТЭС под Севастополем, которые совместно могут вырабатывать 940 МВт. Для снабжения электростанция газом был построен подводный газопровод через Керченский пролив.
Симферопольский аэропорт
История аэропорта в Симферополе началась более 80-ти лет назад, благодаря Постановлению Совета народных комиссаров Крымской Автономной ССР от 21 января 1936 года. Первый рейс «Симферополь — Москва» был выполнен 1 мая того же года.
В 1957 году сдано в эксплуатацию новое здание аэровокзала и смонтировано светосигнальное оборудование на грунтовой взлетно-посадочной полосе. В 1960 году было завершено строительство бетонной ВПП, перрона и мест стоянок. В 1982 году была построена новая ВПП с длиной в 3700 метров для посадки космических кораблей «Буран».
После воссоединения Крыма с Россией аэропорт Симферополь получил новый импульс своего развития. В конкурсе на проект нового терминала победило южнокорейское архитектурное бюро, входящее в состав корпорации Samsung. Вдохновленные природой крымского полуострова, в качестве основной идеи дизайнеры взяли образ моря, назвав проект «Крымская волна». Изюминкой аэропорта стала открытая терраса, с которой открывается вид на Чатырдаг и лётное поле аэропорта.
Генподрядчиком строительства стало крымское предприятие «Альфа Констракшн». В мае 2016 года началось строительство нового аэровокзального комплекса с терминалом и служебными зданиями, площадью более 78 тыс. кв.м. Терминал был построен за 22 месяца и принял первых пассажиров 16 апреля 2018 года. Он рассчитан на обслуживание 7 млн пассажиров в год, а в перспективе – до 10 млн пассажиров в год.
Новый аэропорт стал символом возрождения и развития Крыма в составе России.
Крымский мост
Еще один символ Крыма, хорошо заметный даже на снимках со спутников – это, конечно, Крымский мост. О нем мечтали многие поколения крымчан и теперь их мечта воплощена в реальности.
Задача строительства автомобильного и железнодорожного моста через Керченский пролив была поставлена президентом России Владимиром Владимировичем Путиным перед министерством транспорта 19 марта 2014, уже на следующий день после провозглашения суверенитета России над Крымом. После этого началась основательная работа по изучению геологической обстановки и выбору оптимального маршрута. К февралю 2016 года проект моста прошёл экспертизу, и было получено разрешение на строительство.
15 мая 2018 года было официально завершено строительство автодорожной части Крымского моста. Мост из Краснодарского края в Крым имеет длину 19 километров. За первые сутки через Крымский мост проехало более 20 тысяч легковых автомобилей. Грузовой транспорт пустили сразу после окончания курортного сезона. За год по мосту проехало 5 миллионов транспортных средств, включая автобусы.
Железнодорожная часть Крымского моста была принята в эксплуатацию 18 декабря 2019 года. Сейчас поезда между Краснодарским краем и Крымом будут тянуть тепловозы, а в будущем будет решаться вопрос с электрификацией этого железнодорожного пути, чтобы перейти на современные электровозы и скоростные поезда.
Первый пассажирский поезд в Крым был отправлен из Санкт-Петербурга и 25 декабря 2019 года был встречен радостными крымчанами в Симферополе и Севастополе. Всего дистанция маршрута фирменного поезда «Таврия» составляет 2741 километр, а время в пути – 43,5 часа. Кроме поезда «Санкт-Петербург – Севастополь» теперь будет курсировать поезд «Москва – Симферополь» (длина маршрута – 1994 км, время в пути – 33 часа).
Трасса «Таврида»
Третий по масштабам и значимости инфраструктурный проект в Крыму – это федеральная трасса «Таврида».
Скоростная трасса «Таврида – это 4-хполосная автодорога от Керчи через Симферополь в Севастополь длиной более 250 километров, которая станет основой развития новой транспортной системы Крыма.
Проезд по «Тавриде» от Керчи до Симферополя должен занимать около двух часов, а от Керчи до Севастополя - менее трех. В составе трассы строятся 20 транспортных развязок и 15 мостов. Расчётная нагрузка – до 40 тысяч автомобилей в сутки.
Строительство трассы началось в мае 2017 года, по мере готовности было открыто частичное движение от Керчи до Симферополя. Подрядчиком строительства трассы является российское предприятие АО «ВАД» из Вологодской области. Окончательно автомагистраль должна быть готова к концу 2020 года, хотя строители обещают завершить работы в сентябре.
Значимость этой трассы для экономики и развития Крыма трудно переоценить. Стоимость доставки грузов будет снижаться, а скорость - увеличиваться, получит новый импульс развития портовое хозяйство Крыма, улучшится экология в городах благодаря обходным маршрутам. Жители и гости Крыма, путешествующие автомобильным транспортом, тоже смогут оценить удобство перемещения по новой трассы после ввода в эксплуатацию всех ее участков.
Что еще хорошего делается?
Промышленное производство на полуострове за пять лет выросло в 2 раза, а собственные доходы республиканского бюджета – в 2,5 раза. Активнее всего развивается судостроение и виноделие.
Финансирование образования увеличилось почти в 3 раза, культуры - в 3,5 раза, спорта - почти в 4 раза.
Приобретено 30 модульных детских садов и более 200 школьных автобусов, создано более 20 тысяч мест в детских садах, построено 10 новых детских садов и этот процесс продолжается.
Завершено строительство 10 дошкольных образовательных организаций, 6 из них введены в эксплуатацию. Ведётся строительство 19 новых школ, чтобы решить проблему вторых смен.
На полуострове ведется ремонт больниц и поликлиник, они получили несколько тысяч единиц нового оборудования. В Севастополе, Симферополе и Евпатории открыты современные сосудистые центры. В Симферополе строится 12-этажный многопрофильный медицинский центр – одно из самых современных медицинских учреждений в России.
94 процента крымчан имеют доступ к госуслугам по принципу «одного окна» в 24 многофункциональных центрах.
Ведется благоустройство придомовых и общественных территорий, создание парков и зон отдыха.
Завершая наш обзор, хочется пожелать крымчанам – помните про хорошие изменения в нашей жизни и замечайте изменения к лучшему, которые происходят вокруг нас. Безусловно, мы не застрахованы от трудностей и проблем, их, к сожалению, не избежать, но не стоит на них зацикливаться.
Редакция газеты «Объявления Крыма» желает всем жителям Крыма мирного неба над головой, хорошей работы, крепкой семьи и верных друзей. С Новым Годом!
Александр Сидоров
«Объявления Крыма»