Водопад имени Головкинского
Водопад имени Головкинского, расположенный на территории Крымского природного заповедника, мало знаком туристам и даже жителям полуострова. Где же он находится и чем интересен? Об этом наша новая статья.
Николай Андреевич Головкинский – выдающий ученый и неутомимый исследователь прибыл в Крым в конце XIX столетия. Став в 1886 году земским гидрогеологом Таврической губернии, он приступает к детальному исследованию полуострова. Про некоторые успехи его исследовательской деятельности можно прочитать в статье про еще один малоизвестный водопад Крыма
Напомним, что именно Н.А.Головкинский стал первооткрывателем уникальных костных останков мамонта, древнего представителя фауны ледникового периода, господствовавшего и в ныне теплом Крыму когда-то.
Разумеется, помимо случайных палеонтологических находок на долю профессора выпало множество других важных и примечательных открытий, совершенных на протяжении его крымских изысканий. Так, во время исследования источников Бабуган-Яйлы, известной тем, что именно на ее территории находится наивысшая точка Крымского полуострова, профессор обнаружил и описал живописный водный каскад.
Здесь сыграло роль классическое строение склонов крымских гор – река Узень-Баш, устремляясь в Яман-Дере – сложно проходимое ущелье (видимо, в былые времена настолько непроходимое, что крымские татары, меткие на прозвища рек, гор и вершин окрестили его именно так – «плохое», «злое» ущелье), образует грандиозный каскад из восьми ступеней. Таким образом, водопад, ныне названный в честь Головкинского, в прямом понимании слова - не совсем водопад. Сегодня, отдельным водопадом принято выделять финальный, 12-метровый «скачок» воды. Кто-то считает именно его - водопадом профессора, кто-то - весь каскад от начала до самого конца.
Именно здесь судьба в очередной раз «сталкивает» образ профессора с наследием ледникового периода. В русле Узень-Баша, прохладном, словно навеки погруженном в сумерки, произрастает, как память о древних временах, один из реликтов полуострова - береза бородавчатая. Климат глубокого, затенённого, прохладного ущелья наиболее приближен к климату тех дней, когда берёза бородавчатая в Крыму (ныне таком теплом для неё) чувствовала себя вольготно и комфортно. Снег здесь сходит не спеша, температуры низки, но всё же, глядя на этих представительниц голоценовой флоры, воочию наблюдаешь, как они адаптировались к современному положению климатических вещей. Все деревья склонены в северную сторону, а ветки, будто уклоняясь от солнечного света, опустились почти до самой земли.
Компанию березе в этих краях составляет не менее солидный, можно сказать, убеленный сединами, тис ягодный. Он является еще одним реликтом доледникового периода и произрастает сегодня преимущественно в горной части полуострова. Так, на склоне горы Чатыр-Даг, известной своими оборудованными пещерами (Мраморная и Эмине-Баир-Хосар), есть так называемое Тисовое ущелье. Это узкая скальная расселина сплошь поросла старыми тисами, вперемешку с юными деревцами. А на тропе, ведущей к знаменитым Ай-Петринским зубцам, можно повстречать своеобразного Мафусаила в мире тисов. Несмотря на приземистый вид и невысокий рост, по оценкам ботаников, возраст этого дерева более 1200 лет!
Тис может принимать как древообразную, так и кустарниковую формы. Высота его редко бывает больше 10 метров. Листья узкие, довольно плотные, обладают благородным блеском. На первый взгляд можно спутать их с широкой хвоей. Шишки спрятаны в красноватые присемянники, похожие на аппетитные ягоды. Однако испробовать их – весьма плохая идея. Тис ягодный ядовит. Опасна мякоть «ягод», ядовиты хвоя и кора. Здесь и синильная кислота, и алкалоиды, вызывающие удушье и сердечный приступ. Впрочем, эта особенность тиса не мешала его широкому промыслу. Красивая красного оттенка древесина ценилась в кораблестроении, тисовыми балками укрепляли фундаменты домов, делали из нее превосходные луки. Поговаривают, что некоторые короли имели в закромах целые «сервизы» из тисовых кубков, в которых преподносили питьё неугодным собеседникам. Мы помним, что тис ядовит, и вино, налитое в такой кубок «с секретом», в течение трапезы само обращалось в яд, изящно решая проблему власть имущего угощающего. Тис был занесен в Красную Книгу тогда еще СССР в 1971 году, и сегодня «перекочевал» в Красную книгу Крыма со статусом «редкий вид».
Неудивительно, что эти места – ущелье Яман-Дере, где гремит водопад Головкинского, и произрастают реликтовые тисы и березы - территория Крымского природного заповедника.
Следовательно, чтобы совершить путешествие к водопаду имени Головкинского и воочию созерцать не только могучие каскады, но и уникальные деревья, нужно специальное разрешение. Дело хлопотное, вынуждены согласиться, но, все же, встречая во время прогулок и походов по Крыму столько недобрых людей, не ценящих дары природы, понимаешь, что такие меры - необходимы.