11 декабря 2019 г. 00:26
02.12.2019Крым

Южный Крым

После непродолжительного перерыва мы возвращаемся к циклу статей «Познаём свой край», в котором мы уже писали про центральный, северный, восточный и западный Крым. Тут мы расскажем про Южный Крым. Наши читатели могут узнать больше о городах и сёлах полуострова, о промышленности родного края и, конечно же, туристических достопримечательностях того или иного региона. Сегодня на очереди интересная и познавательная информация о Крыме Южном, и по нашему условному разделению в этот регион входят Алуштинский и Ялтинский городские округа, центрами которых являются, соответственно, Алушта и Ялта.

Алушта – «ворота» крымского южнобережья. Именно этот приморский город встречает путников, держащих путь «к самому синему в мире Черному морю», двигаясь с центральных равнин полуострова. Алушта расположилась едва ли не в самом красивейшем горном амфитеатре Крыма.

Алушта

Со всех сторон город прикрывают от холодных «континентальных» ветров массивы Бабуган-яйла, Демерджи и великан Чатыр-Даг, доминирующий над алуштинскими окрестностями. Климат здешних мест мягок, земли плодородны, панорамы радуют глаз. Неудивительно, что поселения появились в этих краях еще в античные века.

Считается, что именно греки «поучаствовали» в возникновении современного имени города. По одной из версий, название Алушты происходит от греческого слова «алусида», что значит «цепь». Из следов древних  цивилизаций в наши дни в Алуште сохранилось немного. В черте города сегодня можно наблюдать разве что руины изначально византийской крепости Алустон, возведенной в VI веке н.э. по приказу императора Юстиниана I. Несмотря на небольшую занимаемую площадь (около 0,25 га), крепость, тем не менее, считалась одним из наиболее мощных укреплений Причерноморья.

После упадка Византии, этот дозорный пункт сперва оказывается под властью Хазарского каганата, а позже отходит к генуэзцам, имеющим к крепости особый интерес, ведь на то время в Алустоне наличествовали не только прекрасные оборонительные стены, но и пристань для судов, оборудованная еще первыми хозяевами – византийцами. В «генуэзские» времена крепость носила название Луста.

Сегодня, увы, крепость переживает не лучшие свои дни. Сохранившиеся две башни находятся в плачевном состоянии, хотя и являются объектом культурного наследия федерального значения. Завоевание османами приводит Алушту в упадок, она становится небольшой приморской деревенькой. Однако, в один из ключевых моментов русско-турецкой войны, именно здесь высадился десант турков-янычар, позже героически остановленный на подходах к Ангарскому перевалу войсками под командованием М.С.Кутузова.

После вхождения Крыма в состав России и Крымской войны, Алушта начинает развиваться как курорт. Сам знаменитый Боткин отмечал, что «Алушта здоровее Ялты, там во время летней жары воздух непрерывно обновляется тягою через горные проходы по сторонам Чатыр-Дага». Пользуется Алушта популярностью и у интеллигенции, творческих людей и служителей науки.

Так в городе появляется так называемый Профессорский уголок, где арендуют или покупают дачи писатель С.Н.Сергеев-Ценский, геолог Н.А.Головкинский, первая русская женщина врач Н.П.Суслова и другие. Алушта сегодня – город-курорт. Здесь функционируют санатории, построено множество пансионатов и гостиниц. Город является излюбленным местом отдыха симферопольцев, ведь сюда, к морю, можно добраться всего за 40-60 минут на своем транспорте. А можно и прокатиться на троллейбусе, по самой высокогорной троллейбусной трассе в Европе (это займет примерно 1,5 часа)!

Если Симферополь – административная столица полуострова, то Ялта, вне всякого сомнения, столица курортная.

Ялта

Её называют жемчужиной южнобережья, городом счастья и с удовольствием посещают в любое время года. История Ялты начинает отсчет с VI—V веков до н. э. Согласно мнению археологов, в это время на территории современного крымского курорта были расположены разрозненные таврские поселения. Более крупный населенный пункт здесь основали греки-колонисты. Те самые мореходы из легенды, долгое время бороздившие воды морей и несказанно обрадовавшиеся тонкой полоске суши на горизонте. «Ялос! Ялос!», - закричали греки, что значило «берег».

Так и назвали основанное на месте высадки поселение. Следующими «хозяевами» Ялты были византийцы и генуэзцы, при них Ялта носила имена Джалита, Эталита, Ялита. В XV веке, будучи под протекторатом Османской империи, Ялта заселена армянами и греками. Скорее всего, именно в эти дни за нею закрепляется современное имя.

К моменту присоединения Крыма к Российской империи, Ялта – совсем крохотная рыбацкая деревня, львиная доля жителей эмигрирует в Турцию, оставляя заселенной буквально одну лишь улицу. Развитие города начинается после Крымской войны. Ялта получает статус города и становится курортом. Сюда едут за оздоровлением и отдохновением, представители русской интеллигенции приобретают в Джалите и её окрестностях дачи, культурная жизнь кипит, и даже императорская чета избирает пригород Ялты – Ливадию местом для монаршей резиденции.

В советское время Ялта продолжает поддерживать статус курортного города и всячески развивается в этом направлении. Так, например, к началу 1940-х годов здесь функционирует 108 санаториев и домов отдыха на 14 000 мест. Во время войны туристская инфраструктура значительно пострадала, как и сам город. Но после освобождения от захватчиков Ялта довольно быстро «приходит в себя», и во второй половине 1950-х годов город вместе с окрестностями становится элитным курортом с многочисленными государственными дачами.

Стоит отметить, что этот «флёр» сохранился и в наши дни, дополнившись внушительного размера заборами и немалыми территориями, закрытыми для посещения простыми смертными. В начале XXI века Ялта переживает масштабную реконструкцию набережной и становится еще краше, ежегодно теперь привлекая сотни тысяч гостей.

Экономика

Основу экономики Южного Крыма составляется туристическая отрасль. Более половины налоговых поступлений от туризма в бюджет полуострова приносит именно этот регион. Большая часть южнобережных предприятий, так или иначе, связана с обслуживанием гостей Крыма. Но в корне неверно будет утверждать, что промышленность данного региона неразвита и все силы брошены исключительно на «туристический фронт».

Среди наиболее известных и крупных предприятий ЮБК, а, в частности, Ялтинского горсовета, можно выделить крупнейший в России завод марочных вин «Массандра», Ялтинский хлебокомбинат, Ялтинский мясозавод, пивобезалкогольный комбинат, Ялтинский рыбокомбинат и рыбоколхоз.

Южный берег Крыма, виноградники

Благодаря климату и природным условиям, отлично себя чувствуют здесь предприятия сельского хозяйства, выращивающие множество видов фруктов и овощей, в том числе, экзотических. В поселке Кацивели успешно функционирует морское фермерское хозяйство, где на продажу выращиваются крымские морские деликатесы – мидии, устрицы, рапаны. Эфиромасличное хозяйство представлено на базе Никитского ботанического сада, чьи научные сотрудники также занимаются селекцией семян. Открыто немало строительных компаний, силами которых идёт активная застройка Большой Ялты.

Статус центра виноградарства и виноделия вместе с Ялтой поддерживает и Алушта. Здесь функционируют 4 винодельческих завода, входящих в состав «Массандры». Одно из них – ГП «Таврида» - также занимается выращиванием табака и фруктов. Алуштинский эфиромасличный совхоз-завод  выпускает душистые воды, эфирные масла, косметические бальзамы, фиточаи, розовое варенье, мыло ручной работы и морскую соль с добавлением эфирных масел. Сырьё выращивается на своих плантациях, площадь угодий более тысячи гектаров.

Алуштинское виноделие и эфиромасличное производство работают на большой российский рынок, а также имеют значительный экспортный потенциал. Среди предприятий пищевой промышленности выделим Алуштинский молочный завод, с богатым ассортиментов вкусных, натуральных продуктов. Тяжелая промышленность региона представлена карьером в селе Оползневое и Шархинским карьером (Малый Маяк). Последний функционирует 35 лет, реализуя песок, бут, щебень.

Шархинский карьер Малый Маяк ЮБК

Достопримечательности Южного берега Крыма

Пожалуй, мы будем недалеки от истины, если скажем, что львиная доля крымских достопримечательностей, благодаря которым полуостров известен на просторах бывшего СССР и за его пределами, находится именно на ЮБК. Ласточкино гнездо, Ай-Петри с его импозантными зубцами и канатной дорогой, такие разные и такие удивительные дворцы Алупки, Массандры и Ливадии, Аю-Даг и Никитский ботанический сад.

Все эти туристические локации неимоверно популярны, без них не обходится ни один путеводитель, и ни один фотоальбом путешественника. Мы продолжим традицию рассказывать о тех местах и объектах, которые прославились чуть меньше, но своей уникальности и удивительной истории при этом не растеряли. Одной из таких локаций можно назвать Старую Севастопольскую дорогу. Нынче на ней редко встретишь автомобиль, но ранее это была единственная транспортная «артерия» соединявшая Ялту и Севастополь.

Старая севастопольская дорога

Дорога отстроена под эгидой графа М.С.Воронцова, тогдашнего генерал-губернатора, который ратовал за улучшение и расширение дорожной сети полуострова. Проект был разработан в 1824 году, а само строительство шло долгих 20 лет. Разумеется, современные технологии строительства в XIX веке были недоступны, поэтому рабочие столкнулись с множеством проблем и препятствий. Дорогу пришлось прокладывать практически под скальными стенами, неоднократно прибегать к помощи саперных подразделений для взрыва горной породы.

Но даже с учетом всех этих усилий дорога вышла узкая, извилистая -  классический крымский горный серпантин. Зачастую экипажам, следовавшим по ней, было сложно разъехаться, и возницы имели при себе специальный рожок или горн, звуком которого оповещали возможного встречного о желании обогнуть поворот, дабы не создать дорожную неурядицу. Но в наши дни, как мы отметили выше, транспорт на Старой Севастопольской дороге – редкий гость, что неудивительно, ведь в нескольких сотнях метров ниже от нее проложено новое шоссе (1972 года постройки).

При строительстве этой автодороги был пробит тоннель через «тело» вулканического «дракона» Ай-Йори и разрушена часть «хребта» горы Кошка, по «спине» которой теперь вовсю катается транспорт. Такая технологическая роскошь в 1824-1844 годах строителям дорог только снилась… Однако живописности у забытого Воронцовского шоссе не отнимать, поэтому посещение этих мест – must have (нечто обязательное) для путешественников и фотолюбителей.

Въездов на Старую Севастопольскую дорогу несколько, но дабы узреть все красоты от и до, лучше начать свое путешествие из Фороса. Держите путь на знаменитую «парящую» Форосскую церковь, и поверните направо на развилке. Старая Севастопольская дорога расположена практически под самой Байдаро-Кастропольской стеной - монументальным скальным нагромождением, облюбованным скалолазами. Но места эти имеют дурную славу оползнеопасных.

Собственно, одно из сёл, через которые проходит полотно Старой Севастопольской дороги, получило своё название в честь этого неприятного геологического процесса. Это Оползневое, известное ещё и тем, что в его окрестностях выращивается тот самый знаменитый сладкий крымский или ялтинский лук. Считается, что главную роль в формировании фирменного вкуса лука играет почвенный состав (смесь известняков и вулканических пород) и палящее южное солнце. Сама дорога то и дело подвергалась разрушениям, но сейчас отремонтирована и по ней можно без проблем проехать на велосипеде, мотоцикле и любом авто.

Пейзаж здесь разворачивается перед глазами за пейзажем. Практически с каждого ракурса можно сделать красивейшее «открыточное» фото. Вулканические скалы Дракон (Ай-Йори) и Ифигения, известняковые останцы – Биюк-Исар и Зуб Морчеки, неприступные скалы, нависшие над головой в прямом смысле слова, и, конечно, бескрайняя морская гладь на всем протяжении пути.

Путешествуя по Старой Севастопольской дороге, вы окажетесь у подножия перевала Шайтан-Мердвен (Чертова лестница). Сам Александр Сергеевич Пушкин, держась за хвост вьючного ослика, преодолел его во время крымских путешествий, а в античные времена через горные «ворота» пролегала так называемая via militaris - римская военная дорога.

По ней римские воины, в полном обмундировании, вес которого достигал нескольких десятков килограмм, шагали из укрепления Харакс, что на мысе Ай-Тодор, в сторону Херсонеса. Древние крепиды, сделанные на совесть, можно увидеть по ту сторону перевала и сегодня. Также вам встретится Симеизская обсерватория, созданная совместными усилиями сотрудников Пулковской обсерватории и крымского мецената Николая Мальцова («хозяина» популярного среди русской интеллигенции дачного курорта в Симеизе). Заканчивается путешествие возвращением на нынешнюю трассу Ялта – Севастополь, аккурат над Алупкой.

Еще одной малоизвестной достопримечательностью можно назвать самый маленький крымский заповедник, расположившийся на мысе Мартьян – ближайшем соседе Никитского ботанического сада. Площадь его насчитывает всего 240 га, из них 50% приходится на прилегающую акваторию.

Мыс Мартьян, Южный берег Крыма

Заповедник «Мыс Мартьян» был создан в феврале 1973 года с целью защиты и приумножения представителей средиземноморской растительности ЮБК. Флора заповедника – его главная ценность, ведь здесь произрастают реликтовые особи можжевельника высокого, земляничника мелкоплодного, фисташки туполистной, иглицы понтийской.

Это представители флоры третичного периода, своеобразные «свидетели» масштабных оледенений древности. Также на мысе Мартьян обитает более 1100 видов животных, среди них желтобрюхий полоз, леопардовый полоз, желтопузик, крымский геккон, внесенные в Красную Книгу и находящиеся под угрозой исчезновения. Пройтись по заповедным тропам можно только в рамках специально организованной экскурсии.

Конечно же, Южный берег Крыма сложно представить без дворцов и усадеб, поражающих витиеватостью и разнообразием архитектуры. Но Воронцовский или Алупкинский, Массандровский, Ливадийский всегда на слуху, и недостатка в популярности и посетителях не испытывают, а мы позволим себе упомянуть о тех резиденциях монарших особ, которые широким массам известны не всегда.  

Звонкое название первой «героини» нашего обзора - дачи Кичкинэ - в переводе с крымскотатарского значит «маленькая», «малютка».

дачи Кичкинэ

И в самом деле, площадь небольшого участка на обрывистом берегу моря, на котором был построен миниатюрный белоснежный дворец, на момент покупки насчитывала всего две с четвертью десятины (примерно 2,5 га).

Владельцем земли в 1912 году стал великий князь Дмитрий Константинович Романов, внук Николая I. Всего лишь за один год на скалистом склоне вырастает легкий, ажурный дворец. Изящная лепка, резные панели, башенка «аллюзия» на минареты мечетей – в архитектуре преобладал восточный стиль.

Творцами «Кичкинэ» становятся ялтинские архитекторы - братья Тарасовы. Николай разрабатывает проект самой усадьбы, работами руководит Василий, а Александр присоединяется на этапе создания внутреннего убранства. Также для ускорения процесса стройки привлекался ялтинский архитектор Л.Н.Шаповалов, его «перу» принадлежит Белая дача Чехова в Аутке. В 1913 году в «Кичкине» уже поселилась племянница Дмитрия Константиновича — Татьяна с мужем, грузинским князем Константином Александровичем Багратионом-Мухранским и маленьким сыном.

Известно, что вместе с семьей племянницы великий князь Дмитрий Константинович провел там декабрь 1916 и январь 1917 годов, уехав в Петроград перед самой Февральской революцией. Вернуться к «малютке Кичкинэ» князю было не суждено. Дмитрий Константинович был арестован и расстрелян в январе 1919 года после годичного заключения в Петропавловской крепости. Имение князя почти успешно пережило мятежные годы гражданской войны, оккупацию Крыма немецкими войсками, и сейчас находится на территории одноименного отеля – «Кичкинэ». 

Харакс

Еще одна усадьба, заслуживающая внимания, расположилась на мысе Ай-Тодор, где сплелись воедино модерн и античность, ведь ранее именно здесь базировался военный лагерь Римской империи, и располагалась крупная крепость под названием Харакс. Отсюда начинается знаменитая via militaris, о которой было сказано несколько выше.

крепость Харкакс, Южный берег Крыма

История усадьбы Харакс, одного из самых стильных имений правящей династии, начинается в 1896 году, когда великим князем Михаилом Николаевичем (младший сын императора Николая I) у княгини Мещерской был приобретен участок около 70 десятин (более 100 га). Некоторое время участок пустовал из-за отсутствия на нём воды, однако проблема была решена сыном Михаила Николаевича – Георгием.

Он выкупил у гаспринских татар источник, и вскоре заказал архитектору Н. П. Краснову проект имения, размер которого составлял 16 га. Краснов выбрал для Харакса популярный тогда стиль позднего модерна. Дворец строился с 1904 по 1908 год, параллельно вокруг облагораживалась территория парка. Здесь, среди реликтовых растений и могучих деревьев и сегодня можно найти руины крепостных стен, некрополя, остатки римских бань – терм, а везунчикам, бывает, попадаются осколки глиняных труб древнего водопровода или посудной керамики.
Сам дворец Харакс, где в 1909 году с визитом побывал последний император Николай II, удивительно похож на основательные каменные дома «туманного Альбиона» - серые стены, черепичная крыша, мозаичная кладка стен (также называемая полигональной или «гаспринской»). Летом строгое, но вместе с тем очень уютное с виду здание увито благоухающими гроздьями глицинии.

Одной из главных достопримечательностей имения считается беседка в античном стиле – 12 колонн и фонтан по центру. Мнения краеведов расходятся. Кто-то не стесняется громких заявлений, что беседка – не что иное, как наиболее сохранившаяся часть римских строений. Некоторые утверждают, что перед нами лишь искусная копия, выполненная в период создания имения. Есть и версия, что колонны – единственная уцелевшая часть сгоревшего дворца в Ореанде.

В 1922 году Харакс был превращен в одноименный санаторий, а в 1955 году его название заменили на «Днепр». Великая Отечественная война не пощадила здание — дворец сильно пострадал. Реставрация не полностью вернула прежний облик имения. В 1987 году на территории здравницы состоялось открытие историко-археологического музея.

***

Вот лишь малая толика интересных фактов, которую мы смогли осветить в меру предоставленных нам объемов газетной страницы. Надеемся, что смогли рассказать нашим читателям полезную и новую для них информацию. Ведь, согласно словам академика Лихачёва, знание родного края, его истории — основа, на которой только и может осуществиться рост духовной культуры всего общества.

Татьяна Гонтаренко

Объявления Крыма

2019201820172016201520142013201220112010200920082007
Пропускной режим введен на станции «Курортная» в СимферополеНововведение связано с реализацией требований по транспортной безопасности.
Симферополь, 10.12.2019
«ЮТК» займется пригородными ж/д перевозками в Крыму с 1 января На территории Республики Крым с 1 января пригородными железнодорожными перевозками будет заниматься «Южная транспортная компания».
Крым, 10.12.2019
Определены места проведения елочных базаров в СимферополеВ нынешнем году в Симферополе будут работать 28 точек по реализации хвойных насаждений.
Симферополь, 10.12.2019
Алупкинский музей, мастер-классы - декабрь, 2019, программа Алупкинский музей-заповедник приглашает всех желающих посетить насыщенную культурно-просветительскую программу в декабре 2019 года.
Ялта, 10.12.2019
Всем добрый вечер - Симферополь, Ялта, Евпатория, Севастополь, 2020, цена билетов на спектакльВ начале января 2020 года в Крыму покажут спектакль «Всем добрый вечер». Исполнители - известные актеры театра и кино. Режиссер - Александр Балуев.
Крым, 10.12.2019
Ваши пельмени. Прощальный тур - Симферополь, Севастополь, декабрь [2019] (Вячеслав Мясников, Андрей Рожков)Шоу Вячеслава Мясникова и Андрея Рожкова в Симферополе и Севастополе. Прощальный тур. Лучшие номера. Декабрь 2019.
Крым, 10.12.2019
Как законно снести зеленые насажденияРазъясняет Прокуратура Киевского района г. Симферополя
10.12.2019
ИФНС России по г. СимферополюПреимущества досудебного разрешения налоговых споров. О порядке представления уведомления лицами, применяющими ЕСХН. Узнай кадастровую стоимость своего земельного участка.
10.12.2019
ИФНС России по г. Симферополю«Узнай свою задолженность!». В Парке львов установлены нарушения кассовой дисциплины. Налоговики Ялты оштрафовали букмекерскую контору на 700 тысяч рублей.
04.12.2019
Работа в Крыму / Требуются на работу
Работа на транспорте: водители, экспедиторы, курьеры. Логистика
Вакансия: Водитель на междугородние автобусы
Джанкой, ИП
ЗП от 12000 руб., Срочно требуются водители на междугородний рейс Джанкой - Севастополь. Оплата договорная. Все вопросы по телефону.
Коммерческая недвижимость / Производство и склады
Сдам в аренду Помещение нежилое, 30 кв.м
Симферополь, Центральный рынок
45 тыс. руб., торг, Сдаю торговое помещение, 30 кв.м, с прилегающей территорией 40 кв.м, в том числе открытая площадка. Симферополь, На территории Центрального рынка (ул. Субхи). 3-х фазное ..
Жилая недвижимость / 1-комнатные квартиры
Сдам 1-комнатную квартиру, 34 кв.м
Сдам 1-комнатную квартиру, 34 кв.м
Симферополь, Москольцо
15,5 тыс. руб., ул.Гагарина, пл. 34/17/7 кв.м, 2/5 эт., Шикарный район, ост. 6 гор. больница. Рядом с домом супермаркет Корзина, недалек..