Общественный транспорт Крыма - факты и история
В этой статье вы узнаете про внутренний общественный транспорт Крыма. Мы подробно остановимся на истории появления и развития каждого направления. Читайте о том как в Крыму появились троллейбусы, автобусы, железнодорожный транспорт и морские перевозки.
250 лет назад дороги в Крыму были совершенно иными — весь южный берег был закрыт дикими лесами. Во время своего путешествия в Крым Екатерина II не смогла увидеть его главных красот – экипаж императрицы просто не смог спуститься с горных перевалов. Это не удивительно, ведь первая удобная дорога пришла на юг из Симферополя в 1826 году. В 1848 году была завершена дорога из Севастополя в Ялту.
До конца XIX века конный транспорт в Крыму был основным. Поэтому путешествие по нашим дорогам занимало не часы, а сутки. И только в прошлом столетии ему на смену пришла механизация во всех видах.
Железнодорожный транспорт в Крыму
Впервые идею провести железнодорожные пути в Крым предложили англичане еще в 1820 году, но Александр I отказал им.
В 1840-м году в Севастополе появилось первое подобие использование рельс – к Киленбалочной бухте провели самокатную дорогу от карьера в Килен-балке. Через 3 года в городе появилась и конка (вагоны по рельсам тянули запряженные лошади).
Первая настоящая железная дорога в Крыму появилась в 1855 году. Построили ее те самые англичане, но по другому поводу – для нужд по осаде Севастополя, во время которой погибли адмиралы Нахимов и Истомин. Полотно соединяло Сапун-гору с Балаклавой и использовалось для доставки грузов.
В 1857 году началось строительство путей в Феодосии, но работы были заброшены из-за банкротства организатора.
Первая крымская железная дорога добралась с материка до Севастополя через Джанкой и Симферополь только в 1875 году. Для удобства движения поездов в толще горных пород пробили 6 тоннелей (Сухарный, Графский, Белый, Цыганский, Троицкий, Городской). Также в скале прорубили Шавринскую выемку длиной в 500 метров, построили ряд мостов и виадуков.
В 1892 году из Джанкоя пустили вторую ветку - на Феодосию. В 1900-м году полотно добралось и до Керчи. Евпаторийская ветка была открыта в 1915 году, а последней частью железной дороги в Крыму стал участок Джанкой – Армянск.
В истории крымской железной дороги есть несколько нереализованных проектов. Среди них линии Симферополь – Алушта – Ялта, Севастополь – Ялта и Бахчисарай – Ялта с 6-ти километровым тоннелем. Многие проекты связаны с инженером Гарин-Михайловским. Сейчас на месте спроектированной им железной дороги, проходит Южнобережное шоссе из Ялты в Севастополь.
До 2014 года в Крым и назад ежедневно ходили десятки поездов (пассажирских и трамвайных). Но после Крымской весны и прекращения сообщения через Украину железнодорожный транспорт Крыма - это только местные электрички и поезда. Они связывают крупные города Севастополь, Бахчисарай, Симферополь, Саки, Евпаторию, Джанкой, Армянск, Феодосию и Керчь. Постепенно количество рейсов электропоездов сокращается. Уменьшается и число вагонов в составах.
В данный момент через Керченский пролив строится железнодорожный мост, по которому пустят товарные и пассажирские поезда с материка в Крым. Правда составы будут делать многочасовой крюк через Джанкой. Пустить поезда через пролив планируют уже с 8 декабря.
Трамвай в Крыму
Трамвай в Крыму был популярным транспортом в первой половине XX века. Особенность крымского трамвая - узкая колея (1000 мм). Только в Керчи она была стандартной – 1524 мм.
Впервые трамвай запустили в Севастополе – еще в 1898 году. В городе действовало 5 веток. А в 1924 году даже была построена междугородняя, 15-ти километровая линия Севастополь – Балаклава. Рейсы отправлялись от площади Ушакова, а конечной станцией была площадь 1-го мая. Эта ветка, как и все остальные, просуществовали до Великой Отечественной войны. После 1941 года трамваи исчезли с улиц Севастополя навсегда.
В Симферополе трамваи работали на 4 маршрутах с 1914 по 1970 годы, но были заменены на более удобные троллейбусы. Ходили трамваи по 2 маршрутам и в Керчи (1935 - 1941 годы).
С 1989 по 2015 годы в селе Молочное действовал трамвайный маршрут «пансионат «Береговой» - пляж». Он считался самым коротким в мире – длина ветки всего 1800 метров. Вдобавок, это был единственный в мире сельский трамвай.
Сейчас трамвайное сообщение осталось только в Евпатории, где функционируют 3 маршрута.
Троллейбусы в Крыму
На смену трамваям в некоторых городах пришли троллейбусы. Первый рейс был запущен в Севастополе в 1950-м году. А уже в 1959 году в Крыму запустили междугородние перевозки из столицы до Алушты. Для этого старую дорогу через Ангарский перевал расширили на 4 метра и сократили много поворотов. Спустя 2 года открылась ветка до Ялты. В 1966 году линию дотянули до аэропорта «Симферополь».
Теперь это самая длинная горная троллейбусная трасса в мире – 96 км (от Ялты до аэропорта). Весь «рогатый» транспорт на линии находится в ведении предприятия «Крымтроллейбус».
В советские годы планировалось построить ветки троллейбуса из Симферополя в Севастополь и Евпаторию, из Севастополя в Ялту и из Ялты в Ливадию, но ни один проект даже не начали реализовывать.
На междугородных рейсах в Крыму еще со времен СССР использовали троллейбусы чешской марки Skoda – 8Tr, 9Tr, 14Tr. В память об этом машина Skoda 9Tr в 2012 году была установлена на Ангарском перевале – высшей точке троллейбусной линии Крыма. Сейчас на линии работают современные «Богданы».
Интересный факт, в 1965 году в Крым прибыло 10 грузовых троллейбусов (по сути грузовики на электрическом ходу), которые ездили из Симферополя в Ялту.
В Крыму троллейбусное сообщение функционирует между 3 городами: Симферополь, Алушта, Ялта. В каждом из них ходят и городские маршруты. Троллейбусная ветка существует также в Севастополе и Керчи (с 2004 года). Еще в Крыму есть пригородные рейсы:
- Симферополь – Перевальное №21;
- Алушта – Верхняя Кутузовка №31;
- Алушта – Запрудное №32;
- Ялта – Краснокаменка №41;
- Ялта – Никитский ботанический сад №42.
Проезд от ж/д вокзала Симферополя до Алушты – 112 рублей, до Ялты – 182. Цена билета в пригородных рейсах меньше.
В последние годы в Севастополе и Симферополе ввели в эксплуатацию троллейбусы на автономном ходу, которые обеспечивают сообщение с отдаленными районами – Инкерман, новый аэропорт «Симферополь» (рейс №20), Хошкельды (№17), Агроуниверситет (№16), маршала Жукова (№15).
Кстати, с августа в Симферополе работает Единая транспортная карта для всех видов городского транспорта.
Автобусы в Крыму
Но самым популярным видом транспорта на полуострове был и остается автобус. Общественный автомобильный транспорт в Крыму появился еще в начале ХХ века. Тогда частные рейсовые автомобили ходили из Севастополя в Балаклаву и между курортами южного берега.
В 1927 году на полуострове основан предприятие «Крымавтогужтрест», известное сегодня как «Крымавтотранс».
В Крыму оно отвечает за междугородные перевозки. На полуострове действует 58 автостанций «Крымавтотранса», расположенные в городах, поселках и селах. Часть из них работают только летом. Другие в сезон работают по 24 часа в сутки. Самыми популярными в Крыму являются станции «Аэропорт» и «Курортная» (обе в Симферополе).
В 2018 году «Крымавтотранс» запустили сервис по продаже билетов через интернет – Билетик.онлайн, через который можно купить билеты по всем направлениям, отправляющимся по Крыму и за его пределы — в Россию и Украину (только до КПП на границе).
С лета 2019 года увеличено количество регулярных рейсов до границы с Украиной.
Также в последние недели замечена активизация борьбы властей с нелегальными перевозчиками (на суше и на море). Сергей Аксенов даже предлагал конфисковать их транспортные средства.
И немного о тарифах на перевозки. На пригородные рейсы в Крыму установлен тариф в 1,75 руб. за 1 км. На междугородные рейсы цены регулирует сам перевозчик.
В Севастополе и районе работает предприятие «Севавтотранс», которое обслуживает 4 местные автостанции.
Морской транспорт в Крыму
В Крыму есть 5 морских портов: Евпатория, Керчь, Севастополь, Феодосия и Ялта. А также порт Крым, используемый как паромная переправа.
Регулярный общественный морской транспорт в Крыму действует только в Севастополе. Между Северной стороной и Артбухтой пущены катера и паромы. Они заходят на пристани: Радиогорка, Голландия, Северная, Инкерман, Малый Инкерман, Авлита, Апполоновая, Троицкая. Стоимость билета на пароме – 30 рублей, на катере – 24. На морском транспорте действует льготная единая городская карта Севастополя.
Также летом между Севастополем и Ялтой курсирует скоростной катер «Комета». Он отправляется по 2 раза в сутки в каждом направлении. Цена билета: 500 рублей (обычный) или 800 (VIP). Во времена СССР данное направление было более популярным - катера из Ялты ходили даже в Сочи.
Сейчас между Крымом и Краснодарским краем ходит лишь круизный лайнер «Князь Владимир», который заходит в порты Ялты и Севастополя.
В сезон ходит рейсовый катер из Балаклавы на Яшмовый пляж (на Золотой пляж возят только частники), а из Ялты – прогулочные рейсовые катера в Ласточкино гнездо, Гурзуф и Судак. Отметим, что во многих курортах причалы разрушены (Мисхор, Симеиз, Алупка, Рыбачье) и катера либо пристают прямо к берегу, либо не заезжают туда вовсе.
Также продолжает работу Керченская паромная переправа «Порт Крым – Порт Кавказ».
Андрей Минеев