Картины Крыма известных художников
В прошлом номере газеты мы рассказали читателям о поэтах и прозаиках, которые жили или бывали в Крыму, черпая вдохновение в пейзажах полуострова. Пушкин, Чехов, Бунин, Волошин – великие имена, великие творцы, чьи произведения знают от мала до велика, чьи пьесы, поэмы и рассказы давно стали образцом для подражания и жемчужинами мировой литературы.
Но мы говорили и о том, что Крым не раз становится «героем» художественных полотен: монументальных картин, написанных маслом; трогательных акварельных миниатюр или строгих, но таких точных гравюр. И это явление сложно назвать удивительным.
Наш полуостров богат на потрясающие по красоте уголки – морские бухты, неприступные скалы, архитектурные достопримечательности. Сегодня мы привыкли сохранять их образы для себя в виде сотен фотографий на телефоне или фотоаппарате. Наши предшественники спешили запечатлеть поразившие их виды на холсте, протягивая меж поколениями незримую нить, передавая потомкам бесценные дары своих творений.
О художниках, бывавших в Крыму и об их картинах поведает сегодняшняя наша статья.
Карло Боссоли
Каждый уважающий себя краевед знаком с серией акварелей и гуашей кисти Карло Боссоли, который с поразительной точностью, но в своем уникальном стиле изобразил множество крымских уголков. Сборник крымских художественных впечатлений мастера по праву может считаться настольной книгой любящих Крым эстетов.
Боссоли родился в 1815 году в швейцарском городе Лугано, но пятилетним ребенком был перевезен в Одессу, где уже сложилась своеобразная диаспора «русских итальянцев».
С 11 лет Карло работает в антикварном магазине, где проводит время среди старинных картин и эстампов, живо интересуясь техниками рисования и пробуя копировать имеющиеся в его распоряжении полотна. В тринадцатилетнем возрасте юное дарование начинает продвигаться по карьерной лестнице живописца и поступает на работу в мастерскую Ринальдо Наннини – художника Одесской оперы. Вскоре талант замечает Михаил Семенович Воронцов, в то время занимавший пост генерал-губернатора Новороссии и Бессарабии. От него Карло Боссоли получает заказ – написать серию работ с видами Одессы.
Семья Воронцова, в какой-то мере, берет художника под свое крыло. Супруга генерал-губернатора Елизавета Ксаверьевна всячески содействует тому, чтобы Боссоли отправился в путешествие по Италии, сопряженное с изучением премудростей рисования, а после этой двухгодичной учебной поездки Воронцовы приглашают Боссоли в Крым.
Карло Боссоли пробыл на полуострове всего 2 года (1840-1842), но разве сроки играют роль для гения? Двух лет было достаточно, чтобы талантливый молодой творец исследовал полуостров и задокументировал увиденное на бумаге, в виде картин.
Ялта, Алушта, Гурзуф, Севастополь Евпатория, Керчь, северные степи и морские просторы поочередно становились «героями» его полотен, имеющих сегодня особую ценность хотя бы потому, что на них остаются невредимыми многие достопримечательности, недошедшие до нас.
Здесь еще не тронутый бомбежками Крымской войны Севастополь; инкерманская Каламита и Чембало в Балаклаве с вереницей разрушенных ныне башен; татарские домики южнобережных поселков и могучий водопад в скалах близ генуэзской крепости в Судаке.
Изобилующие мелкими деталями, невероятно трогательные картины Карло Боссоли с легкостью переносят нас в Крым того времени, виртуозно передавая атмосферу и быт крымчан XIX века. Еще при жизни Боссоли, в 1856 году, в свет выходит альбом «The Beautiful Scenery and Chief Places of Interest throughout the Crimea» («Пейзажи и достопримечательности Крыма») с цветными литографиями художника.
В наши дни часть картин Боссоли хранится в Эрмитаже.
Архип Куинджи
В то время как Карло Боссоли путешествует по Крыму, создавая свои неповторимые картины, в Мариуполе, в семье небогатого грека, промышляющего ремеслом сапожника, рождается сын, которого называют Архипом. В метрике новорожденный значится под фамилией Еменджи – «трудовой человек». Рано потеряв родителей, Архип вынужден в полной мере оправдывать её. Мальчик не чурается любой работы: пасет гусей, помогает на стройке, служит у хлеботорговца, но всегда находит время для своего увлечения – рисования. По воспоминаниям товарищей, Архип использовал в качестве холста всё, что попадалось под руку – заборы, стены, обрывки бумаги. Тягу к творчеству у своего служащего замечает уже упомянутый хлеботорговец. Он советует юноше отправиться в Крым и поступить в ученики к знаменитому Айвазовскому. Архип Куинджи следует совету и впервые прибывает в Крым в 1855 году, где в Феодосии пробует занять место среди учеников великого мариниста. Однако уровень подготовки начинающего художника не удовлетворил мастера, и Куинджи в мастерской вынужден заниматься унизительным для любого творца трудом – красить заборы, стены, толочь краски.… Эта работа, разумеется, не приносила ни удовольствия, ни средств к существованию. Куинджи возвращается домой, в Мариуполь, где осваивает ремесло ретушера при фотостудии. На определенный срок это становится его хлебом. Куинджи работает ретушером в Одессе, Таганроге и даже предпринимает попытку открыть собственный фотосалон, но терпит неудачу. Неудачными были и первые две попытки стать студентом Академии художеств в Санкт-Петербурге.
Стать вольным слушателем этого престижного ВУЗа удалось благодаря картине, к сожалению, до нас не дошедшей. «Татарская сакля при лунном освещении на Южном берегу Крыма» была написана под влиянием полотен Айвазовского и по достоинству оценена Советом Академии. В эти же годы Куинджи знакомится с представителями движения художников-передвижников, и это знакомство дает начало расцвету творчества самого Архипа Ивановича.
В Крым Куинджи возвращается уже известным художником, сформировавшим и явившим миру свой стиль и свое мастерство. Общественность уже знакома с его знаменитыми полотнами «Лунная ночь на Днепре», «Березовая роща», «После дождя».
В 1886 году близ поселка Кикенеиз (Оползневое) художник покупает земельный надел в 245 десятин, где проживает со своей женой буквально в шалаше. Со временем затворничество Куинджи оканчивается, на участке строится имение Сара Кикенеиз, куда начинают прибывать ученики творца для проведения летней практики в окружье великолепных скал и моря. Здесь и сам мастер возобновляет работу над картинами, и после почти 20 лет творческого молчания организовывает выставку, представляя несколько полотен. Среди них – «Христос в Гефсиманском саду». Сейчас эта картина является частью собрания Воронцовского дворца-музея и выставляется в Шуваловском корпусе.
Жизнь и творчество художника были связаны с самыми живописными местами Крыма — Мшаткой, Мухалаткой, Алупкой, Кикенеизом.… Среди его учеников были Николай Рерих, Константин Богаевский, Аркадий Рылов.
А мастерски переданная Архипом Куинджи игра света – солнечного и лунного – по сей день остаются неповторимым образцом художественной техники.
Константин Богаевский
Сколь тесно Крым способен переплетать людские судьбы можно видеть хотя бы на примере героев этой статьи. Константин Федорович Богаевский, уроженец Феодосии, в какой-то мере повторил путь своего наставника – Архипа Куинджи. Как и Архип Иванович, молодой художник, родившийся в семье мелкого служащего, мечтал учиться и работать при мастерской Айвазовского, у себя на родине, но безуспешно. В 19 лет он поступает в Императорскую Академию художеств, что в Санкт-Петербурге, где проходит обучение при мастерской Куинджи, мастера, когда-то точно также отвергнутого у Айвазовского.
С мастером и другими учениками Богаевский много путешествует, в том числе, и по Европе, знакомясь с работами представителей тамошних школ. Через пять лет после окончания обучения Богаевский уже выставляется в Петербурге, Москве, Венеции, Мюнхене.
Несмотря на то, что становление Богаевского как творца происходило вдали от дома, милая сердцу Феодосия и ее окрестности, всегда находили отображение в картинах Константина Федоровича. После революции Богаевский окончательно возвращается в родной Крым, где живет и пишет.
Одним из самых близких его друзей до самой смерти был Максимилиан Волошин, о котором мы писали в предыдущей статье. Волошин, как мы помним, был мастером не только пера, но и кисти. Его и Константина Богаевского сегодня принято считать родоначальниками «Киммерийской художественной школы». Древняя Киммерия, с её величественными горами, складками холмов, античными городами и заливающим пейзажи ослепительным солнцем были основной темой творчества Богаевского. Эту землю он беззаветно любил.
Константин Федорович погиб в 1943 году, во время бомбежки Феодосии. Похоронен на старом феодосийском кладбище.
Творческое наследие Богаевского наиболее полно представлено в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, Феодосийской картинной галерее, Севастопольском и Симферопольском художественных музеях, а также художественном музее города Сочи.
Константин Коровин
Гуляя по гурзуфским улочкам, гости Крыма непременно обращают внимание на интересный памятник двум людям искусства. У входа в типичный южнобережный дачный дом, в компании копны богато цветущих роз, расположились бронзовые Федор Шаляпин и Константин Алексеевич Коровин. Словно бы охраняя вход на белоснежную виллу, они непринужденно общаются меж собой, обсуждая что-то своё, как, наверное, сиживали когда-то на террасе усадьбы «Саламбо», ныне превращенной в дом творчества художника Константина Коровина.
Константин Алексеевич Коровин был типичным представителем творческого паломничества в Крым, начавшегося на рубеже XIX-XX веков. Вместе с ним в Крым с удовольствием ехали другие художники, писатели, философы, а также свет русской аристократии. Здесь сливки общества наносили друг другу визиты, обзаводились имениями, давали волю таланту.
Щедрая на вдохновение крымская земля привлекла и Константина Алексеевича. В 1910 году он приобретает в Гурзуфе землю и в последствии пишет: «В Крыму, в Гурзуфе, у моря, я построил себе дом в четырнадцать комнат. Дом был хороший. Когда вы просыпались, то видели розы с балкона и синее море.… С террасы были видны Одалары - две большие скалы, выступающие из моря…»
Атмосфера тихого южного поселка оказывает влияние на творчество Коровина. Среди картин появляется больше натюрмортов, где главную скрипку играют розы. Эти красивые крымские цветы необычайно увлекли художника. Великолепные желтые розы и сегодня оплетают входную арку перед виллой творца. Кто знает, быть может, сам Константин Алексеевич посадил этот, ныне пышный, огромный куст, стволы которого напоминают могучие лианы. В Гурзуфе Коровин плодотворно работает, здесь им написаны «Портрет Ф.И. Шаляпина», «Гурзуф вечером», «Пристань в Гурзуфе», «Гурзуф», «Базар цветов в Гурзуфе» и другие. В доме же всегда была непринужденная и оживленная обстановка, часто бывали гости: Репин, Шаляпин, Куприн, Горький, Мамин-Сибиряк, Суриков. С Федором Ивановичем, знаменитым русским басом, Коровин был особенно дружен. По воспоминаниям Константина Алексеевича, Шаляпин был настолько очарован видом прибрежных останцов Адаларов, что бредил идеей их купить и разбить на голых скалах сад. От безумной задумки певца удалось отговорить. Впрочем, соседом друга Шаляпин всё же стал. Владелица имения Cуук-Су, расположенного неподалеку, щедро одарила голосистого друга целой скалой, а точнее – продала за 1 рубль. На той скале, носящей сегодня имя Шаляпина, Федор Иванович мечтал выстроить замок искусств. Однако не срослось.… Покинул Крым и Коровин. После революции 1917 года он ни разу не посещал свою милую «Саламбо» и вскоре уехал в эмиграцию, не примирившись с новым государственным строем.
Иван Айвазовский
Рассказом об одном из самых знаменитых крымчан мы завершим эту статью. Урожденный Ованес Айвазян, появившийся на свет 29 июля 1817 года в городе Феодосии, известен всему миру как Иван Айвазовский, великий художник-маринист, автор сотен великолепных полотен, сегодня выставленных по всему миру.
Иван Константинович с раннего возраста обнаружил художественные и музыкальные способности, самостоятельно обучившись игре на скрипе. Талантливый мальчик без особых трудностей оканчивает феодосийское уездное училище, симферопольскую гимназию и поступает в петербургскую Академию художеств с обучением за казенный счет (иными словами – на бюджет). В учебе Айвазовский успешен, и имеет выставки еще оставаясь студентом. Ввиду этих особых успехов, было принято необычное для академии решение — выпустить одаренного художника из академии на два года раньше и послать его на этот срок в Крым для самостоятельных работ, а после этого — в командировку за границу на шесть лет. Вернувшись домой, Айвазовский уделяет внимание не только морским пейзажам, но и батальной живописи. Одну из картин военной тематики высоко оценивает и приобретает сам император Николай I.
Летом 1840 года Иван Константинович отправляется в европейскую командировку, посещая Италию, Испанию, Португалию, Швейцарию, Францию, Голландию, и на родину возвращается через четыре года.
Практически всю жизнь проведя в родной Феодосии, Айвазовский всегда был любим горожанами, но не только за свой талант. Иван Константинович трепетно любил отчий дом и делал все возможное, чтобы Феодосия становилась краше и комфортнее.
Благодаря покровительству художника в городе появляются картинная галерея и гимназия, строится фонтан с питьевой водой и здание Феодосийского музея древностей. Также мастер инициирует строительство железной дороги Феодосия – Джанкой и расширение Феодосийского порта. При своем доме Иван Константинович открывает мастерскую, послужившую своеобразной школой жизни для многих живописцев, ставших в последствии знаменитыми.
«Мой адрес всегда в Феодосии» - писал Третьякову Айвазовский. Здесь творец оставался до самой своей смерти, однако, не прекращая путешествовать. В возрасте 75 лет Иван Константинович с супругой едет в США, после чего пишет картину «Ниагарский водопад».
Перед кончиной (а это произошло в почтенном возрасте, художнику было 82 года), Иван Константинович завещает похоронить его на родине, на территории феодосийской средневековой армянской церкви Сурб Саркис (Святого Саркиса).
Великий художник был первым, кто удостоился звания почетного гражданина Феодосии.
Благодарные горожане установили в пределах города памятник-фонтан с надписью «Доброму гению» и монумент у стен картинной галереи, изображающий Айвазовского сидящим в удобном кресле с палитрой в руках. Взор бронзового гения обращен к Черному морю, столь любимому художником и неоднократно изображенному в разных ипостасях.
Памятник Ивану Константиновичу и его брату Гавриилу - армянскому священнослужителю, учёному-историку, лингвисту и полиглоту – есть и в Симферополе.
***
Посещали и писали Крым и другие художники: Репин, Левитан, Лагорио, Самокиш, Рерих, Шишкин, Серов, Рылов. Сегодня их полотна можно видеть в музеях и галереях разных стран, узнавая в штрихах знакомые пейзажи крымских берегов.
Не отказывайте себе в познании нового! Путешествуя по Крыму «заходите в гости» к Коровину и Айвазовскому, посетив их виллы и галереи. Выделите день для прогулки по залам Симферопольского и Севастопольского художественного музея, дабы воочию увидеть полотна Богаевского. Пройдитесь по аллеям Воронцовского парка, где некогда искал вдохновение Архип Куинджи.
Приятных вам путешествий и новых культурных впечатлений!
Татьяна Гонтаренко