Чуфут-Кале
Природа Крыма издавна привлекает путешественников, очаровывая их своей красотой и разнообразием ландшафтов на столь малом клочке суши.
Но не стоит забывать и о том, что наш полуостров - настоящая колыбель цивилизаций ушедших эпох, наследие которых сегодня является сокровищем мировой культуры и истории. Дворцы и античные развалины, крепости и дозорные башни - всё это манит туристов не меньше моря и гор, с живописными скалами. Давайте познакомимся с одним из наиболее сохранных пещерных городов, расположенных в самом сердце Предгорного Крыма.
Следует оговориться сразу, понятие «пещерный город» - спорное, ведь мы имеем дело не с классическими карстовыми пещерами, где темно, сыро и растут сталактиты. Все «пещеры» таких городов имеют преимущественно антропогенное происхождение - они созданы человеческими руками и поистине нечеловеческим, грандиозным трудом. Часто в краеведческой литературе подобные полости называют криптами.
«Пещерный» город, о котором пойдет речь, сочетает в себе не только подземные, но и наземные сооружения.
Город-крепость Чуфут-Кале расположена недалеко от Бахчисарая на пятисотметровой горе. Время пощадило Чуфут (так его привыкли называть крымчане) – он сохранился куда лучше своих «собратьев». Неудивительно, что гости Крыма чаще всего посещают именно его.
История Чуфут-Кале восходит к седым векам. В дохристианские времена само плато горы населяли тавры. В V—VI веках на Чуфуте находится укрепленное поселение, вероятнее всего, под покровительством Византии. Первые упоминания этих мест в литературе приурочены к 1253 году. В своих трудах французский миссионер и путешественник Гильом де Рубрук пишет о Чуфут-Кале как о столице небольшого средневекового княжества, основанного асами (аланы). Княжество носит название Кырк-Орско, этим же именем величают и его столицу – Кырк-Ер или Кырк-Ор, что значит «сорок замков». Чуфут подобным образом величали довольно долго, вплоть до 17 века.
В 1298-99 годаа Кырк-Ор захвачен и разграблен Ногаем. Само княжество попадает в вассальную зависимость от Золотой Орды и плотно заселяется тюрками. С XIV века разрешение на проживание в крепости получают представители одной из самых примечательных народностей полуострова – караимы. Они активно осваиваются в Кырк-Оре и к 17 веку их число становится превалирующим среди жителей города.
Исповедующие Ветхий Завет, и вместе с тем перенявшие тюркские обычаи, — караимы оставили после себя множество построек в городе-крепости и подарили современное название Джуфт-Кале, Чуфут-Кале, что значит «еврейская, иудейская крепость».
А какая крепость без укрепленных, неприступных стен?
Таковые на Чуфут-Кале сохранились отлично. Выложенные из крупных отесанных камней, они производят впечатление выдержавших не одну осаду. Дабы успешно держать оборону, жители города особое внимание уделили также дверям крепости - воротам.
Южные ворота крепости — Кучук-Капу или Малые, так спрятаны в стенах и скалах, что становятся видны путникам только при подходе к ним вплотную. Ворота эти ведут в Старый город.
Примечательны также ворота Восточные. К ним ведет дорога с глубокими накатанными колеями.
О том, что здесь кипела жизнь, сегодня напоминают многочисленные строения и сооружения. Особое место, безусловно, занимают религиозные сооружения: кенассы — молитвенные дома караимов, один из которых был построен в 14 веке, другой — в восемнадцатом, руины мечети, возведённой тюрками на основании разрушенного христианского храма, и Мавзолей Джанике-ханым.
Джанике-ханым достаточно известная фигура не только в истории Крыма, но и Золотой Орды. Отец Джанике, великий хан Золотой Орды Тохтамыш - соперник и победитель памятного в русской истории по Куликовской битве Мамая. Джанике считалась «чингизидкой», прямым потомком великого Чингисхана, что позволило женщине получить всестороннюю поддержку и уважение.
В 1416 году она совершает хадж в Мекку, что производит на мусульманский мир большое впечатление.
Семейная жизнь Джанике была драматичной из-за серьезных распрей меж её отцом и её супругом Едигеем, переметнувшимся к самаркандскому правителю Тимуру, заклятому врагу тестя. Их войны с Тохтамышем развернулись на огромных пространствах Орды — от Крыма до Хорезма.
В 1420 году, в битве между Едигеем и крымским войском Кадыр-Берды хана (младший сын Тохтамыша) Джанике теряет и мужа, и младшего брата, после чего удаляется в крепость Кырк-Ор и становится, предположительно, правительницей кыркорского бейлика. Джанике-ханым скончалась в 1437 году и была упокоена в собственном дюрбе (склепе).
Таинственным полумраком манят пещерные комплексы - мириады крипт, вырубленных в теле скалы. Один из них - Чауш-кобасы, прежде служил, видимо, складом караимской усадьбы.
Через ворота средней стены можно пройти в Новый город, чтобы осмотреть пещерный комлекс, служивший тюрьмой.
Четыре помещения на краю обрыва, нижние из которых представляет собой каменный мешок. Средневековые путешественники писали, что из темницы Чуфут-Кале вырваться на свободу невозможно. Все «прелести» такого заточения испытал на себе русский воевода Василий Борисович Шереметев. Он был пленен в Волыни и томился в темнице Чуфута с 1660 по 1681 год (!).
«Голубой жилой» города служил водосборный колодец, вырубленный в скале резервуар, служащий для сбора дождевой воды.
Также, прогуливаясь по Чуфуту, не забудьте заглянуть в усадьбу Фирковича — ученого, исследователя истории и культуры караимского народа. Дом, поставленный на скальном обрыве, отреставрирован и являет собой образец караимской усадьбы. Неподалеку расположено здание типографии. Именно здесь, в стенах пещерного города, караимы основали свою первую типографию (1731 г.)
Немало интересного и у стен города-крепости.
Так, например, у Южных ворот был обнаружен уникальный подземный комплекс Тик-Кую, или Осадный колодец. Глубина его составляет 27 метров, и он сверху донизу опоясан винтовой лестницей, держащейся без всяких опор. Сбоку, на глубине 25 метров, к колодцу примыкает галерея с вырубленной в ней винтовой лестницей. Чудеса инженерии по тем временам!
Долгое время нахождение колодца держалось в тайне. И немудрено, ведь Тик-Кую являлся важнейшим стратегическим объектом города. После запустения крепости колодец был утерян. Нашли и расчистили эту гидротехническую систему совершенно случайно. Кроме того, при раскопках был найден крупнейший клад из монет.
Еще одна достопримечательность окрестностей Чуфут-Кале - Иосфатова долина, представляющая собой старинное караимское кладбище.
Замшелые, покосившиеся надгробия в виде вытянутых вверх кубов, испещренных письменами; прохлада священной для караимов дубравы… Сам воздух здесь наполнен скорбью и кажется, время не властно над Балта-Тиймез, что значит «топор не коснется». Так звали свое кладбище караимы. Сегодня место, где упокоились сотни душ, производит неизгладимое впечатление. Возможно, из-за этого, оно получило то же название, что и библейская долина, в которой, согласно притчам свершится Страшный Суд.
Все здесь дышит древностью, время притаилось в каждой крипте, в каждом черепке, лежащем на обочине старых улиц. Узоры стен шепчут нам свои, уже позабытые тайны.
В историю Крыма Чуфут-Кале вписан как пещерный город, который позже остальных был оставлен людьми. Последние поселенцы (караимы) покинули крепость в середине XIX века.
Осмотреть Чуфут-Кале проще, чем остальные пещерные города. Всего-то нужно добраться до Бахчисарая, а в этот город регулярно и довольно часто ездят автобусы как из Симферополя, так и из Севастополя. Далее необходимо сесть на городскую маршрутку, следующую до Старого Города (Салачик) и выйти на конечной остановке. Путешествие начинается!
По пути к Южным Воротам Чуфут-Кале, где устроена касса, вы сможете ознакомиться с Свято-Успенским монастырём, а также экспозицией музея крымскотатарских древностей «Ларишес». Последний примечателен тем, что расположен в здании медресе - старейшего мусульманского учебного заведения. Зынджирлы-медресе оказалось единственным уцелевшим в советский период. На территории этого комплекса похоронен известный просвятитель Исмаил Гаспринский.