Маяки Западного Крыма
Третья и завершающая часть обзора крымских маяков поведает нашим читателям о маяках западных берегов полуострова.
Евпаторийский маяк
Евпаторийский маяк выстроен на одноимённом мысе, выдающемся в воды Каламитского залива. До ещё одной тёзки – курортной Евпатории – рукой подать. По соседству с маяком расположены многочисленные пансионаты пгт Заозёрное (входит в городской округ Евпатория), и Евпаторийский маяк изображён на флаге и гербе этого посёлка.
Маяк близ Евпатории считается в Крыму одним из самых высоких – его башня насчитывает 52 метра в высоту. Проект будущего маяка был утверждён в 1860 году, а инициатором строительства стали представители Евпаторийского общества пароходства и торговли. Именно они обратились годом ранее к командованию Черноморского флота, поведав о необходимости устройства навигационного огня в Каламитском заливе.
1 августа 1861 года Евпаторийский маяк «заступает» на свою службу. Изначально он был железным и светил проходящим судам постоянным белым светом с проблесками каждую минуту. В ходе эксплуатации маяка выяснилось, что его конструкция – решетчатая башня на четырёх стойках – крайне неудобна в обслуживании, особенно зимой, когда металлические элементы буквально обжигали смотрителей холодом. А карабкаться по маяку приходилось с завидной регулярностью, по нескольку раз за ночь, так как примитивные (даже для того времени) масляные лампы в оптическом приборе нужно было то и дело менять – масло на морозе загустевало очень быстро.
Через десять лет после открытия маяка, масляную лампу, наконец, заменили на более «продвинутую» - в ней в качестве топлива можно было использовать не подверженную замерзанию нефть. Со временем территорию вокруг маяка облагородили, засадили лесом, и разросшиеся деревья надёжно укрыли Евпаторийский светоч от песков и ветров, грозящих быстрой коррозией.
В 1930-х годах на башне установили радиомаяк, а перед началом Великой Отечественной войны нижнюю часть железной башни облицевали кирпичом.
В войну маяку, как и его сородичам в других уголках полуострова, разумеется, досталось. Башня оказалась наполовину разрушенной, и в 1955 году её решили не восстанавливать, а построить рядом новую, кирпичную. Через 15 лет, в 1970 году, её сменила новая, высокая железобетонная башня в крепкой металлической опалубке.
В наши дни дальность действия главного фонаря составляет 20 морских миль. Также установлен более мощный радиомаяк.
Тарханкутский маяк
Маяк на мысе Тарханкут (по нашему скромному мнению – это одно из самых живописных и необычных мест Крыма) был построен в 1816 году. На полуострове он входит в список старейших маяков.
Примечательно, что Тарханкутский маяк имеет брата-близнеца, также расположенного в Крыму. Это Херсонесский маяк близ города-героя Севастополя. Оба светоча были возведены в один год и по одному проекту. Про маяк мыса Херсонес и другие маяки южного берега мы уже рассказывали ранее
Стройматериалом для 38-метровой башни Тарханкутского маяка послужил местный инкерманский известняк, белоснежный, легко поддающийся обработке камень. Свет давала масляная лампа, а горючим было сурепное масло. Со временем лампу сделали подвижной, чтобы она могла вращаться вокруг своей оси, а потом заменили на более современный, керосиновый вариант.
Для обслуживания судов во время тумана использовался наутофон, генерирующий звуки резкого высокого тона. До его установки использовался колокол.
Во время землетрясения 12 сентября 1927 года маяк не пострадал, хотя башня маяка и раскачивалась из стороны в сторону. А вот в мятежные годы Великой Отечественной войны Тарханкутский маяк едва не пал жертвой немецко-фашистских захватчиков.
Когда смотрители маяка отправились на защиту Севастополя, маячный городок остался без присмотра. Вася Гузенко и Саша Карнаух - простые пацанята из Оленевки – решили пробраться ближе к маяку и проверить, как там обстоят дела. В ходе этой вылазки мальчишки обнаружили бигфордов шнур и заложенную у основания маячной башни взрывчатку. До трагедии оставались считанные минуты! Но отважные ребята, по сути, рискуя своими жизнями, перерезали смертоносную нить и спасли Тарханкутский маяк от погибели!
В 1970 году была проведена реконструкция маяка — обновлена осветительная техника, построены новые жилые помещения для обслуживающего персонала, осуществлена газификация маячных сооружений.
Интересный факт: по мнению нескольких историков и краеведов, маяки в этих краях отстраивались издревле. Так археолог А. Н. Щеглов, исследуя раннесредневековое поселение XIII–IX веков, раскопал массивную каменную постройку недалеко от села Оленевка, которая, по аргументированному мнению ученого, могла быть маяком.
А на картах мыса Тарханкут, относящихся к XIV, XV, XVI векам обозначены строения, напоминающие маяк. Их так и называли Eske-Farus, Eski-farum («Старый маяк»).
Вероятнее всего, маяки-предшественники были весьма примитивны, и представляли собой простые вышки, на которых разжигались костры.
Бакальский маяк
Пожалуй, один из самых одиноких маяков в Крыму… Изначально он был возведён на одном из мысов известной крымской достопримечательности под названием Бакальская коса. Однако последняя, под воздействием природных (шторма) и антропогенных (добыча песка) факторов, стремительно меняла свои очертания, постепенно смещаясь. Маяк же оставался на своем прочном бетонном основании и, в конце концов, оказался посреди воды, словно маленький, забытый остров.
Сегодня Бакальский маяк находится в 120 метрах от берега и не функционирует.
Впрочем, он остаётся видимым ориентиром в дневное время суток, а ночью или в туман хорошо пеленгуется, продолжая помогать в судоходстве и оберегая от песчаных мелей проходящие мимо суда.