20 мая 2022 г. 22:56

Крым в космосе

Уже в грядущий понедельник, 12 апреля, человечество отпразднует важную дату – 50 лет с момента начала космической эры. В этот день, в 1961 году отважный первопроходец космических просторов Юрий Гагарин отправился в космос и, проведя там почти 2 часа, невредимым вернулся на родную Землю. День Космонавтики отмечают по всему миру и чтят заслуги исследователей далеких звёздных пространств.

Земля

«Космический вопрос» не чужд и для Крыма. На территории полуострова действует несколько обсерваторий, в которых ведутся изыскания, а также функционируют различные приборы, имеющие серьёзный научный вес (например, радиотелескоп РТ-22, расположенный в п. Кацивели)

В Крыму за небом наблюдали с глубокой древности. Об одной из таких обсерваторий давних времен мы рассказывали ранее.

Первой серьёзной обсерваторией полуострова стала Симеизская. Пару строк мы уделяли и ей, в повествовании о горе Кошка и её примечательных окрестностях

А самой крупной и самой известной обсерваторией Республики Крым считается Крымская астрофизическая обсерватория (сокращённо КРАО), основанная в 1945 году и расположенная близ посёлка Научный. Последний, собственно, возник как городок для проживания сотрудников КРАО

Крымская астофизическая обсерватория

В честь КРАО был назван астероид, обнаруженный ещё в 1930 году Григорием Неуйминым – известным советским астрономом и директором Пулковской обсерватории. Ранее астероид носил порядковый номер 1725.

И это далеко не единственное космическое тело, названное в честь мест, связанных с Крымом.
Тот же Григорий Неуймин в 1913 году, проводя исследования в Симеизской обсерватории, обнаружил малую планету и окрестил её в честь посёлка, где была расположена научная станция – Симеизой. Диаметр Симеизы составляет 103 километра, и она считается первой малой планетой, открытой в России.

Орбита астероида Симеиза и его положение в Солнечной системе

Не обошлись без «именных» космических объектов и крымские столицы.

Астероид Симферополь находится в главном поясе (скопление астероидов между орбитами Марса и Юпитера). Его диаметр колеблется от 15 до 33 километров. Он был открыт в августе 1970 года крымской учёной-астрономом Тамарой Смирновой, известной как первооткрывательница комет и 135 астероидов. Среди этих астероидов есть и небесное тело, названное в честь города-героя Севастополя.

Тамара Ивановна Смирнова

Астероид Севастополь также обитает в главном поясе и внушительными размерами похвастаться не может (он даже мельче, чем астероид Симферополь, в отличие от своего «наземного тёзки»). Тамара Смирнова открыла его в 1971-м.

Являясь сотрудником Крымской астрофизической обсерватории, Тамара Смирнова тесно общалась с четой астрономов Черных – Николаем Степановичем и его супругой Людмилой Ивановной, долгое время занимавшей второе место в мире по числу открытых малых планет среди женщин-астрономов.

Супруги Черных, в свою очередь, также не оминули Крым, придумывая космические топонимы для обнаруженных планет и астероидов.

Так, например, Николай Степанович Черных увековечил в звёздных скрижалях знаменитый Никитский ботанический сад, назвав в его честь планету. Никитиботания была открыта в 1995 году и носит порядковый номер 4480. Людмила Ивановна Черных решила отдать дань памяти другой крымской достопримечательности – международному детскому центру «Артек». Астероид Артек был найден ею в октябре 1969 года.

Вместе с мужем Людмила Черных открыла небесное тело Евпатория. Это типичный астероид главного пояса, диаметром до 12 км.

Орбита астероида Евпатория и его положение в Солнечной системе

В честь Евпатории, одного из самых древних крымских городов, назван также 6-километровый марсианский кратер (1979 г.)

Ещё одним курортом, удостоившимся своего астероида, стал «край голубых холмов» - посёлок Коктебель. Астероид главного пояса Коктебелия обнаружили в августе 1978 года, открыватель – уже знакомый нам Николай Черных.

Не остались забытыми и древние наименования полуострова – где-то в далёких космических пространствах живут астероиды Крымия, Скифия, Таврида и Киммерия. Причём все они были открыты на заре астронаблюдений уже упомянутым Г.Неуйминым.

Он же стал первооткрывателем астероида Гаспра (1916 год), прославившегося на весь астромир в 1991 году. Ведь Гаспра стал первым астероидом, к которому приблизилась автоматическая межпланетная станция «Галилео», отправленная на исследование Юпитера и его спутников.

Пролетев мимо Гаспры со скоростью 8 км/с, «Галилео» порадовал учёных полусотней весьма неплохих снимков. Удалось сфотографировать около 80% астероида – отчётливо просматриваются его неправильная форма и россыпь кратеров. Примечателен тот факт, что кратеры Гаспры названы в честь мировых курортов, именем курорта окрестили сам астероид. Так на Гаспре можно найти Карловы Вары, Баден-Баден, Ялова (Турция), Хелуан (Египет), Бадгастайн (Австрия), а также «соседей» Гаспры по Крыму - Алупку, Харакс, Ялту, Мисхор, Кацивели.

Астероид Гаспра

В финале нашего небольшого обзора добавим, что удивительные космические открытия в Крыму совершались не только профессионалами, но и любителями.

30 августа 2019 года, наблюдая за звёздным небом с помощью телескопа собственной разработки, астроном Геннадий Борисов, обнаружил на границе созвездий Рыси и Рака необычный объект диаметром около 20 км и с небольшим хвостом. Данные были переданы в соответствующие инстанции, и 12 сентября в циркуляре Центра малых планет появляется сообщение об открытии первой межзвездной кометы. 24 сентября Международный астрономический союз официально утверждает название кометы. По сложившейся традиции, хвостатую путешественницу нарекают в честь первооткрывателя - 2I/Borisov (2 – порядковый номер в списке межзвездных объектов, «I» - от слова «interstellar», межзвёздный). А в октябре 2019 года комета Борисова попадает в «объектив» знаменитого телескопа Хаббл.

Борисов

Повторим, что Геннадий Борисов – астроном-любитель. По профессии этот удивительный человек является конструктором телескопов. И как не любить звезды, не интересоваться ими с таким делом жизни?

Работая инженером в Крымской лаборатории ГАИШ МГУ имени Э. А. Дибая (п. Научный) – не путать с Крымской астрофизической обсерваторией, они соседствуют – Геннадий Владимирович не только следит за тамошними телескопами, но и конструирует свои. С помощью одного из них и было совершено открытие межзвёздной кометы. К слову, кроме неё на счету Борисова еще 8 обнаруженных комет, а также астероид 2013 TV135, пролетевший в шести с лишним миллионах километрах от Земли в сентябре 2013 года.

Борисов и телескоп

Правда, сам открыватель смотрит в будущее любительской астрономии с грустью. В одном из интервью, данном после значимого открытия, Геннадий Борисов отметил:

«За всю историю человечества было открыто 4000 комет. Обычно любители открывают 1–3 кометы в год. В 2016 году только я открыл одну-единственную комету. В 2013 году нас было семь таких. С каждым годом всё меньше и меньше. Появляется всё больше огромных телескопов. Любителям скоро вообще ничего не останется»

Но, несмотря на бешеный темп развития технологий, всё же, будем надеяться, что на долю «Колумбов» космоса еще выпадут новые, удивительные открытия.

09.04.2021Крым
Другие cтатьи о Крыме
Крымские топонимы в космосе, космические тела, названные в честь Крыма
Этот памятник доступен, увы, не всем желающим, но он настолько нетривиален, что обойти его вниманием было бы неверно. Предлагаем совершить виртуальное путешествие по морскому дну и "пройтись" по Аллее Вождей!
14.05.2021
Крымские топонимы в космосе, космические тела, названные в честь Крыма
К годовщине Дня Победы расскажем об одном из необычных памятных знаков, установленных на полуострове Крым.
09.05.2021
Крымские топонимы в космосе, космические тела, названные в честь Крыма
Не зря говорят, что движение – это жизнь! Замечательно, что во время оздоравливающих прогулок можно не только принести пользу организму, но и увидеть красивые уголки нашего полуострова. Помогут в этом крымские терренкуры.
30.04.2021
Крымские топонимы в космосе, космические тела, названные в честь Крыма
Таинственные, благородные и такие разные совы в наши дни пользуются немалой популярностью. В чём секрет столь пристального внимания к их пернатым персонам, пожалуй, предоставим разбираться маркетологам, а пока поговорим о том, какие виды сов встречаются на полуострове.
23.04.2021
Крымские топонимы в космосе, космические тела, названные в честь Крыма
«Удивительное рядом!» - иначе о проекте «Симферопольские пчёлы» и не скажешь. Давайте поближе познакомимся с необычными маленькими жителями крымской столицы.
16.04.2021
Крымские топонимы в космосе, космические тела, названные в честь Крыма
Крым оставляет след не только в сердцах гостей, но и на звёздном небе! Ведь там, в космических далях, есть немало объектов, названных в честь полуострова и связанных с ним мест.
09.04.2021
Крымские топонимы в космосе, космические тела, названные в честь Крыма
Первый пик активности клещей в Крыму приходится на апрель-май. Кровососы уже начали активизироваться и нападать на посетителей парков и лесов.
08.04.2021
Крымские топонимы в космосе, космические тела, названные в честь Крыма
Тёплый южный уголок с морем и средиземноморской растительностью и… мамонты?! Может ли такое быть? Ещё как может! Некогда в Крыму водились мамонты и сегодня подробнее об этом факте!
02.04.2021
Крымские топонимы в космосе, космические тела, названные в честь Крыма
Неоспоримой визитной карточкой Крыма считается уникальное инженерное сооружение, соединяющее теплый южный берег полуострова с туманными горными вершинами. Сегодня поговорим об Ай-Петринской канатной дороге.
26.03.2021
Крымские топонимы в космосе, космические тела, названные в честь Крыма
Ранняя весна – это совершенно особенное время. На улице еще лежит снег, но солнце уже светит по-весеннему ярко. Природа просыпается – для нее начинается новая жизнь, солнечная и прекрасная.
19.03.2021
Крымские топонимы в космосе, космические тела, названные в честь Крыма
Рассказывая о крымских локациях, названных в честь каких-либо животных, нельзя не упомянуть южнобережную гору Кошка, украшающую собой уютный поселок Симеиз. Всё при ней – и выгнутая кошачья спинка, и мордочка, склоненная к воде, и торчащее ушко. Узнаем о ней больше.
12.03.2021
Татьяна Гонтаренко
Telegram-канал «Статьи о Крыме»
Парламент Крыма разрешил избираться на пост главы республики более двух разГоссовет Крыма принял поправки в региональную Конституцию, разрешив одному лицу избираться на пост главы Крыма более двух сроков подряд.
Крым, 20.05.2022
ВОЗ созывает чрезвычайную встречу из-за вспышки оспы обезьянВсемирная организация здравоохранения созывает чрезвычайную встречу экспертов из-за вспышки оспы обезьян.
Мир, 20.05.2022
график отключения света в Симферополе май 2022Сверь адрес: график плановых отключений электроэнергии в Симферополе в мае 2022 года. Внесены корректировки на 23-24 мая.
Симферополь, 20.05.2022
выставка «Азбука», Иван Языков - Симферополь - 202226 мая в Симферопольском художественном музее состоится открытие персональной выставки московского художника-графика Ивана Языкова.
Симферополь, 20.05.2022
игровые программы в Детском парке - Симферополь - май 2022На выходных самых маленьких посетителей Детского парка Симферополя ждут яркие и веселые игровые программы с зажигательными танцами, интересными конкурсами и захватывающими играми.
Симферополь, 20.05.2022
Афиша театра имени Горького (Симферополь) [июнь, 2022]Крымский академический русский драматический театр им. Горького приглашает зрителей на спектакли, которые пройдут в июне 2022 года.
Симферополь, 19.05.2022
реконструкция спорткомплексов в КрымуЗавершена реконструкция  «Дворца спорта» в Евпатории,стадион «Авангард» в Ялте и «Крымское среднее профессиональное училище (техникум) олимпийского резерва» в селе Краснолесье Симферопольского района.
Крым, 19.05.2022
К концу лета в Алупке появится новый стадионВ Алупке приступили к строительству стадиона. Здесь появится футбольное поле размером 90х60 метров для тренировок и проведения соревнований.
Крым, 18.05.2022
Россия – ферзь, у него очень много недоброжелателей, — КарякинОдин из сильнейших шахматистов мира, гроссмейстер, крымчанин Сергей Карякин в интервью «Крымскому журналу» провёл аналогию с «Великой шахматной доской» Збигнева Бжезинского которая сравнивает геополитику с шахматной партией.
Крым, 18.05.2022
В Симферополе предупреждающие граффити напоминают основные правила безопасности на дорогеСотрудники Симферопольской Госавтоинспекции и волонтеры автошколы провели социальную акцию под названием «Граффити безопасности».
20.05.2022
итоги профилактического мероприятия «Внимание – дети!» СимферопольС 17 по 19 мая на территории г. Симферополя было выявлено 195 нарушений Правил дорожного движения, в том числе влияющих на аварийность с участием несовершеннолетних пешеходов.
20.05.2022
Лучше купить дом или участок под строительствоВ России число желающих купить дом начало расти в период пандемии, тогда и стали расти цены и на строительные материалы, и на готовые дома. Поэтому покупатели находятся в ожидании.
19.05.2022