30 ноября 2022 г. 12:55

Крым в космосе

Уже в грядущий понедельник, 12 апреля, человечество отпразднует важную дату – 50 лет с момента начала космической эры. В этот день, в 1961 году отважный первопроходец космических просторов Юрий Гагарин отправился в космос и, проведя там почти 2 часа, невредимым вернулся на родную Землю. День Космонавтики отмечают по всему миру и чтят заслуги исследователей далеких звёздных пространств.

«Космический вопрос» не чужд и для Крыма. На территории полуострова действует несколько обсерваторий, в которых ведутся изыскания, а также функционируют различные приборы, имеющие серьёзный научный вес (например, радиотелескоп РТ-22, расположенный в п. Кацивели)

В Крыму за небом наблюдали с глубокой древности. Об одной из таких обсерваторий давних времен мы рассказывали ранее.

Первой серьёзной обсерваторией полуострова стала Симеизская. Пару строк мы уделяли и ей, в повествовании о горе Кошка и её примечательных окрестностях

А самой крупной и самой известной обсерваторией Республики Крым считается Крымская астрофизическая обсерватория (сокращённо КРАО), основанная в 1945 году и расположенная близ посёлка Научный. Последний, собственно, возник как городок для проживания сотрудников КРАО

В честь КРАО был назван астероид, обнаруженный ещё в 1930 году Григорием Неуйминым – известным советским астрономом и директором Пулковской обсерватории. Ранее астероид носил порядковый номер 1725.

И это далеко не единственное космическое тело, названное в честь мест, связанных с Крымом.
Тот же Григорий Неуймин в 1913 году, проводя исследования в Симеизской обсерватории, обнаружил малую планету и окрестил её в честь посёлка, где была расположена научная станция – Симеизой. Диаметр Симеизы составляет 103 километра, и она считается первой малой планетой, открытой в России.

Не обошлись без «именных» космических объектов и крымские столицы.

Астероид Симферополь находится в главном поясе (скопление астероидов между орбитами Марса и Юпитера). Его диаметр колеблется от 15 до 33 километров. Он был открыт в августе 1970 года крымской учёной-астрономом Тамарой Смирновой, известной как первооткрывательница комет и 135 астероидов. Среди этих астероидов есть и небесное тело, названное в честь города-героя Севастополя.

Астероид Севастополь также обитает в главном поясе и внушительными размерами похвастаться не может (он даже мельче, чем астероид Симферополь, в отличие от своего «наземного тёзки»). Тамара Смирнова открыла его в 1971-м.

Являясь сотрудником Крымской астрофизической обсерватории, Тамара Смирнова тесно общалась с четой астрономов Черных – Николаем Степановичем и его супругой Людмилой Ивановной, долгое время занимавшей второе место в мире по числу открытых малых планет среди женщин-астрономов.

Супруги Черных, в свою очередь, также не оминули Крым, придумывая космические топонимы для обнаруженных планет и астероидов.

Так, например, Николай Степанович Черных увековечил в звёздных скрижалях знаменитый Никитский ботанический сад, назвав в его честь планету. Никитиботания была открыта в 1995 году и носит порядковый номер 4480. Людмила Ивановна Черных решила отдать дань памяти другой крымской достопримечательности – международному детскому центру «Артек». Астероид Артек был найден ею в октябре 1969 года.

Вместе с мужем Людмила Черных открыла небесное тело Евпатория. Это типичный астероид главного пояса, диаметром до 12 км.

В честь Евпатории, одного из самых древних крымских городов, назван также 6-километровый марсианский кратер (1979 г.)

Ещё одним курортом, удостоившимся своего астероида, стал «край голубых холмов» - посёлок Коктебель. Астероид главного пояса Коктебелия обнаружили в августе 1978 года, открыватель – уже знакомый нам Николай Черных.

Не остались забытыми и древние наименования полуострова – где-то в далёких космических пространствах живут астероиды Крымия, Скифия, Таврида и Киммерия. Причём все они были открыты на заре астронаблюдений уже упомянутым Г.Неуйминым.

Он же стал первооткрывателем астероида Гаспра (1916 год), прославившегося на весь астромир в 1991 году. Ведь Гаспра стал первым астероидом, к которому приблизилась автоматическая межпланетная станция «Галилео», отправленная на исследование Юпитера и его спутников.

Пролетев мимо Гаспры со скоростью 8 км/с, «Галилео» порадовал учёных полусотней весьма неплохих снимков. Удалось сфотографировать около 80% астероида – отчётливо просматриваются его неправильная форма и россыпь кратеров. Примечателен тот факт, что кратеры Гаспры названы в честь мировых курортов, именем курорта окрестили сам астероид. Так на Гаспре можно найти Карловы Вары, Баден-Баден, Ялова (Турция), Хелуан (Египет), Бадгастайн (Австрия), а также «соседей» Гаспры по Крыму - Алупку, Харакс, Ялту, Мисхор, Кацивели.

В финале нашего небольшого обзора добавим, что удивительные космические открытия в Крыму совершались не только профессионалами, но и любителями.

30 августа 2019 года, наблюдая за звёздным небом с помощью телескопа собственной разработки, астроном Геннадий Борисов, обнаружил на границе созвездий Рыси и Рака необычный объект диаметром около 20 км и с небольшим хвостом. Данные были переданы в соответствующие инстанции, и 12 сентября в циркуляре Центра малых планет появляется сообщение об открытии первой межзвездной кометы. 24 сентября Международный астрономический союз официально утверждает название кометы. По сложившейся традиции, хвостатую путешественницу нарекают в честь первооткрывателя - 2I/Borisov (2 – порядковый номер в списке межзвездных объектов, «I» - от слова «interstellar», межзвёздный). А в октябре 2019 года комета Борисова попадает в «объектив» знаменитого телескопа Хаббл.

Повторим, что Геннадий Борисов – астроном-любитель. По профессии этот удивительный человек является конструктором телескопов. И как не любить звезды, не интересоваться ими с таким делом жизни?

Работая инженером в Крымской лаборатории ГАИШ МГУ имени Э. А. Дибая (п. Научный) – не путать с Крымской астрофизической обсерваторией, они соседствуют – Геннадий Владимирович не только следит за тамошними телескопами, но и конструирует свои. С помощью одного из них и было совершено открытие межзвёздной кометы. К слову, кроме неё на счету Борисова еще 8 обнаруженных комет, а также астероид 2013 TV135, пролетевший в шести с лишним миллионах километрах от Земли в сентябре 2013 года.

Правда, сам открыватель смотрит в будущее любительской астрономии с грустью. В одном из интервью, данном после значимого открытия, Геннадий Борисов отметил:

«За всю историю человечества было открыто 4000 комет. Обычно любители открывают 1–3 кометы в год. В 2016 году только я открыл одну-единственную комету. В 2013 году нас было семь таких. С каждым годом всё меньше и меньше. Появляется всё больше огромных телескопов. Любителям скоро вообще ничего не останется»

Но, несмотря на бешеный темп развития технологий, всё же, будем надеяться, что на долю «Колумбов» космоса еще выпадут новые, удивительные открытия.

09.04.2021Крым
Другие cтатьи о Крыме
Этот памятник доступен, увы, не всем желающим, но он настолько нетривиален, что обойти его вниманием было бы неверно. Предлагаем совершить виртуальное путешествие по морскому дну и "пройтись" по Аллее Вождей!
14.05.2021
Татьяна Гонтаренко
К годовщине Дня Победы расскажем об одном из необычных памятных знаков, установленных на полуострове Крым.
09.05.2021
Татьяна Гонтаренко
Не зря говорят, что движение – это жизнь! Замечательно, что во время оздоравливающих прогулок можно не только принести пользу организму, но и увидеть красивые уголки нашего полуострова. Помогут в этом крымские терренкуры.
30.04.2021
Татьяна Гонтаренко
Таинственные, благородные и такие разные совы в наши дни пользуются немалой популярностью. В чём секрет столь пристального внимания к их пернатым персонам, пожалуй, предоставим разбираться маркетологам, а пока поговорим о том, какие виды сов встречаются на полуострове.
23.04.2021
Татьяна Гонтаренко
«Удивительное рядом!» - иначе о проекте «Симферопольские пчёлы» и не скажешь. Давайте поближе познакомимся с необычными маленькими жителями крымской столицы.
16.04.2021
Татьяна Гонтаренко
Крым оставляет след не только в сердцах гостей, но и на звёздном небе! Ведь там, в космических далях, есть немало объектов, названных в честь полуострова и связанных с ним мест.
09.04.2021
Татьяна Гонтаренко
Первый пик активности клещей в Крыму приходится на апрель-май. Кровососы уже начали активизироваться и нападать на посетителей парков и лесов.
08.04.2021
Тёплый южный уголок с морем и средиземноморской растительностью и… мамонты?! Может ли такое быть? Ещё как может! Некогда в Крыму водились мамонты и сегодня подробнее об этом факте!
02.04.2021
Татьяна Гонтаренко
Неоспоримой визитной карточкой Крыма считается уникальное инженерное сооружение, соединяющее теплый южный берег полуострова с туманными горными вершинами. Сегодня поговорим об Ай-Петринской канатной дороге.
26.03.2021
Татьяна Гонтаренко
Ранняя весна – это совершенно особенное время. На улице еще лежит снег, но солнце уже светит по-весеннему ярко. Природа просыпается – для нее начинается новая жизнь, солнечная и прекрасная.
19.03.2021
Рассказывая о крымских локациях, названных в честь каких-либо животных, нельзя не упомянуть южнобережную гору Кошка, украшающую собой уютный поселок Симеиз. Всё при ней – и выгнутая кошачья спинка, и мордочка, склоненная к воде, и торчащее ушко. Узнаем о ней больше.
12.03.2021
Общение и увлечения / Сообщения
Приношу извинение
Севастополь
Я Тавлуй Дмитрий Анатольевич, приношу свои извинения, за оскорбительные высказывания со своей стороны в сторону сотрудника полиции Романа Николаевича Шейна. А так же прин..
Жилая недвижимость / Дома
Продам Дом, 80 кв.м, участок 25 сот.
Уваровка, Нижнегорский
2,8 млн руб., пл. 80/6,7 кв.м, 1 эт., дом из ракушечника, состояние: хорошее состояние, отопление: газовый котел/АГВ, водоснабжение: ц..
Работа в Крыму / Требуются на работу
Вакансия: Водитель экспедитор
Симферополь, Ип
ЗП 45000-50000 руб., занятость: полная, график работы: пятидневка, Доставка товара по торговым точкам, зп без задержек.
Жилая недвижимость / Комнаты
Сдам Комнату, 12 кв.м
Симферополь
5500 руб./чел., комнату девушке на длительный срок свежий ремонт есть все необходимое для проживания отдельно от хозяев во времянке!
Строительство в Крыму / Строительные работы
Строительство
Симферополь
Бригада из 2 человек выполнит строительные работы. Имеем свой личный инструмент, вся информация по телефону.
Работа в Крыму / Требуются на работу
Вакансия: Водитель экспедитор
Симферополь, ИП
ЗП 40000-50000 руб., занятость: полная, график работы: пятидневка, Доставка товаров по торговым точкам, Доставка товаров по городам Крыма по торговым точкам ненормированый рабочий день.
При переходе с упрощенной системы налогообложения на специальный налоговый режим НПД физическое лицо обязано в течение месяца со дня постановки на учет в качестве самозанятого направить в налоговый орган уведомление о прекращении применения УСН.
Специалисты ГУП РК «Крымэнерго» в первой половине ноября завершили технологическое присоединение к электрическим сетям восьмидесяти одного нового фельдшерско-акушерского пункта (ФАП) на территории полуострова.
Сотрудники Госавтоинспекции провели занятия по Правилам дорожного движения в ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Крым и г.Севастополю
Театр танца им. Елизарова представляет танцевальные номера, которые составляют его репертуарный золотой фонд и пользуются неизменным успехом у публики на протяжении многих лет.
В субботу 26 ноября 2022 года в 12:00 часов в Симферопольском художественном музее состоится лекция «Искусство акварели».
Выставочный проект Крымского литературно-художественного мемориального музея-заповедника посвящена рассказам ялтинского периода жизни и творчества Антона Чехова. Открытие выставки состоится 16 ноября, а посетить ее можно будет по 25 декабря.
Жилая недвижимость / Комнаты
Сдам Комнату, 16 кв.м
Симферополь, Москольцо
8000 руб./месяц, +к/у, ул. Киевская, 2/5 эт., комнату без хозяев, в отличном состоянии.
Общение и увлечения / Знакомства для создания семьи
Создание семьи
Армянск
Симпатичный мужчина 43года пазнакомлюсь с девушкой или женщиной можно с ребёнком только создание семь есть Вайбер ватсап звони пиши очень жду.
Жилая недвижимость / 3-комнатные квартиры