13 мая 2021 г. 02:28
09.04.2021Крым

Крым в космосе

Уже в грядущий понедельник, 12 апреля, человечество отпразднует важную дату – 50 лет с момента начала космической эры. В этот день, в 1961 году отважный первопроходец космических просторов Юрий Гагарин отправился в космос и, проведя там почти 2 часа, невредимым вернулся на родную Землю. День Космонавтики отмечают по всему миру и чтят заслуги исследователей далеких звёздных пространств.

Земля

«Космический вопрос» не чужд и для Крыма. На территории полуострова действует несколько обсерваторий, в которых ведутся изыскания, а также функционируют различные приборы, имеющие серьёзный научный вес (например, радиотелескоп РТ-22, расположенный в п. Кацивели)

В Крыму за небом наблюдали с глубокой древности. Об одной из таких обсерваторий давних времен мы рассказывали ранее.

Первой серьёзной обсерваторией полуострова стала Симеизская. Пару строк мы уделяли и ей, в повествовании о горе Кошка и её примечательных окрестностях

А самой крупной и самой известной обсерваторией Республики Крым считается Крымская астрофизическая обсерватория (сокращённо КРАО), основанная в 1945 году и расположенная близ посёлка Научный. Последний, собственно, возник как городок для проживания сотрудников КРАО

Крымская астофизическая обсерватория

В честь КРАО был назван астероид, обнаруженный ещё в 1930 году Григорием Неуйминым – известным советским астрономом и директором Пулковской обсерватории. Ранее астероид носил порядковый номер 1725.

И это далеко не единственное космическое тело, названное в честь мест, связанных с Крымом.
Тот же Григорий Неуймин в 1913 году, проводя исследования в Симеизской обсерватории, обнаружил малую планету и окрестил её в честь посёлка, где была расположена научная станция – Симеизой. Диаметр Симеизы составляет 103 километра, и она считается первой малой планетой, открытой в России.

Орбита астероида Симеиза и его положение в Солнечной системе

Не обошлись без «именных» космических объектов и крымские столицы.

Астероид Симферополь находится в главном поясе (скопление астероидов между орбитами Марса и Юпитера). Его диаметр колеблется от 15 до 33 километров. Он был открыт в августе 1970 года крымской учёной-астрономом Тамарой Смирновой, известной как первооткрывательница комет и 135 астероидов. Среди этих астероидов есть и небесное тело, названное в честь города-героя Севастополя.

Тамара Ивановна Смирнова

Астероид Севастополь также обитает в главном поясе и внушительными размерами похвастаться не может (он даже мельче, чем астероид Симферополь, в отличие от своего «наземного тёзки»). Тамара Смирнова открыла его в 1971-м.

Являясь сотрудником Крымской астрофизической обсерватории, Тамара Смирнова тесно общалась с четой астрономов Черных – Николаем Степановичем и его супругой Людмилой Ивановной, долгое время занимавшей второе место в мире по числу открытых малых планет среди женщин-астрономов.

Супруги Черных, в свою очередь, также не оминули Крым, придумывая космические топонимы для обнаруженных планет и астероидов.

Так, например, Николай Степанович Черных увековечил в звёздных скрижалях знаменитый Никитский ботанический сад, назвав в его честь планету. Никитиботания была открыта в 1995 году и носит порядковый номер 4480. Людмила Ивановна Черных решила отдать дань памяти другой крымской достопримечательности – международному детскому центру «Артек». Астероид Артек был найден ею в октябре 1969 года.

Вместе с мужем Людмила Черных открыла небесное тело Евпатория. Это типичный астероид главного пояса, диаметром до 12 км.

Орбита астероида Евпатория и его положение в Солнечной системе

В честь Евпатории, одного из самых древних крымских городов, назван также 6-километровый марсианский кратер (1979 г.)

Ещё одним курортом, удостоившимся своего астероида, стал «край голубых холмов» - посёлок Коктебель. Астероид главного пояса Коктебелия обнаружили в августе 1978 года, открыватель – уже знакомый нам Николай Черных.

Не остались забытыми и древние наименования полуострова – где-то в далёких космических пространствах живут астероиды Крымия, Скифия, Таврида и Киммерия. Причём все они были открыты на заре астронаблюдений уже упомянутым Г.Неуйминым.

Он же стал первооткрывателем астероида Гаспра (1916 год), прославившегося на весь астромир в 1991 году. Ведь Гаспра стал первым астероидом, к которому приблизилась автоматическая межпланетная станция «Галилео», отправленная на исследование Юпитера и его спутников.

Пролетев мимо Гаспры со скоростью 8 км/с, «Галилео» порадовал учёных полусотней весьма неплохих снимков. Удалось сфотографировать около 80% астероида – отчётливо просматриваются его неправильная форма и россыпь кратеров. Примечателен тот факт, что кратеры Гаспры названы в честь мировых курортов, именем курорта окрестили сам астероид. Так на Гаспре можно найти Карловы Вары, Баден-Баден, Ялова (Турция), Хелуан (Египет), Бадгастайн (Австрия), а также «соседей» Гаспры по Крыму - Алупку, Харакс, Ялту, Мисхор, Кацивели.

Астероид Гаспра

В финале нашего небольшого обзора добавим, что удивительные космические открытия в Крыму совершались не только профессионалами, но и любителями.

30 августа 2019 года, наблюдая за звёздным небом с помощью телескопа собственной разработки, астроном Геннадий Борисов, обнаружил на границе созвездий Рыси и Рака необычный объект диаметром около 20 км и с небольшим хвостом. Данные были переданы в соответствующие инстанции, и 12 сентября в циркуляре Центра малых планет появляется сообщение об открытии первой межзвездной кометы. 24 сентября Международный астрономический союз официально утверждает название кометы. По сложившейся традиции, хвостатую путешественницу нарекают в честь первооткрывателя - 2I/Borisov (2 – порядковый номер в списке межзвездных объектов, «I» - от слова «interstellar», межзвёздный). А в октябре 2019 года комета Борисова попадает в «объектив» знаменитого телескопа Хаббл.

Борисов

Повторим, что Геннадий Борисов – астроном-любитель. По профессии этот удивительный человек является конструктором телескопов. И как не любить звезды, не интересоваться ими с таким делом жизни?

Работая инженером в Крымской лаборатории ГАИШ МГУ имени Э. А. Дибая (п. Научный) – не путать с Крымской астрофизической обсерваторией, они соседствуют – Геннадий Владимирович не только следит за тамошними телескопами, но и конструирует свои. С помощью одного из них и было совершено открытие межзвёздной кометы. К слову, кроме неё на счету Борисова еще 8 обнаруженных комет, а также астероид 2013 TV135, пролетевший в шести с лишним миллионах километрах от Земли в сентябре 2013 года.

Борисов и телескоп

Правда, сам открыватель смотрит в будущее любительской астрономии с грустью. В одном из интервью, данном после значимого открытия, Геннадий Борисов отметил:

«За всю историю человечества было открыто 4000 комет. Обычно любители открывают 1–3 кометы в год. В 2016 году только я открыл одну-единственную комету. В 2013 году нас было семь таких. С каждым годом всё меньше и меньше. Появляется всё больше огромных телескопов. Любителям скоро вообще ничего не останется»

Но, несмотря на бешеный темп развития технологий, всё же, будем надеяться, что на долю «Колумбов» космоса еще выпадут новые, удивительные открытия.

КОММЕНТАРИИВойти через

Для комментирования необходимо авторизоваться.
Крымчанин задержан за ложное сообщение о теракте в школе, май 2021Задержанный ФСБ житель Крыма рассказал, зачем разместил в соцсетях фейк о теракте.
Крым, 12.05.2021
Перебои с водой из-за аварии возможны в десятке микрорайонов СимферополяПроблемы с водой могут испытать до конца сегодняшнего дня жители большей части крымской столицы.
Симферополь, 12.05.2021
Большегрузам запретили летом 2021 при жаре ездить по дорогам КрымаБольшегрузам в летние месяцы запрещено ездить по дорогам Крыма днем в жаркую погоду.
Крым, 12.05.2021
фестиваль «РозаФест 2021» - КрымФестиваль «РозаФест 2021» состоится в июне 2021 года в селе Крымская Роза Белогорского района Крыма.
Белогорск, 12.05.2021
фестиваль «ВелоПобеда» - Севастополь - май 2021Шестой ежегодный фестиваль «ВелоПобеда» пройдёт 30 мая в Севастополе.
Севастополь, 12.05.2021
фестиваль WineparkFest - Ялта, Крым - 2021Первый масштабный фестиваль WineparkFest пройдет в Крыму в конце мая 2021 года.
Ялта, 12.05.2021
Чемпионат Крыма по футболу 2020/2021 - расписание матчей, результаты игр12 и 13 мая в Крыму состоится 23-й тур Премьер-лиги Крымского футбольного союза. Матчи пройдут в Бахчисарайском районе, Евпатории, Симферополе и Севастополе.
Крым, 12.05.2021
Кубок Крымского футбольного союза-2021, расписание матчейВ Крыму определен обладатель Кубка КФС-2021.
Крым, 10.05.2021
В Симферополе завершилось первенство России по ММАВ столице Республики Крым в течение трех дней проходило первенство страны по смешанному боевому единоборству ММА.
Крым, 10.05.2021
Не позднее 1 июля необходимо уплатить страховые взносы с доходов, превышающих 300 тысяч рублей1 июля 2021 года истекает срок уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (ОПС) для плательщиков, которые не производят выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, в случае если их доход за 2020 год превысил 300 тысяч рублей.
11.05.2021
Реквизиты для уплаты страховых взносов в 2021 году!ИФНС России по г. Симферополю напоминает о необходимости уплаты страховых взносов до 31 декабря 2021 года.
11.05.2021
Подать жалобу в налоговые органы по ТКС стало проще, налоговая, Крым, СимферопольТеперь можно подать жалобу (в т.ч. апелляционную) в электронном виде по ТКС и получить решение по ней.
Жилая недвижимость / 3-комнатные квартиры
Продам 3-комнатную квартиру, 72 кв.м
Симферополь
6,95 млн. руб., ипотека, Арт. 47510772 Квартира в самом центре города! г. Симферополь ул. Крылова. Расположена на 4-ом этаже 5-ти этажного дома ..
Жилая недвижимость / Дома
Продам Дом, 80 кв.м, участок 3 сот.
Симферополь
4,4 млн. руб., ипотека, Арт. 47361825 Продается дом в Каменке. 6 остановка, 36 улица. Дом: - Ракушняк+ утеплитель 5 мм - Бетонный фундамент - Кр..
Жилая недвижимость / Дома
Продам Дом, 100 кв.м, участок 4 сот.
Живописное, Симферополь