Архип Куинджи и Крым
В то время как Карло Боссоли путешествует по Крыму, создавая свои неповторимые картины, в Мариуполе, в семье небогатого грека, промышляющего ремеслом сапожника, рождается сын, которого называют Архипом.
В метрике новорожденный значится под фамилией Еменджи – «трудовой человек».
Рано потеряв родителей, Архип вынужден в полной мере оправдывать её. Мальчик не чурается любой работы: пасет гусей, помогает на стройке, служит у хлеботорговца, но всегда находит время для своего увлечения – рисования. По воспоминаниям товарищей, Архип использовал в качестве холста всё, что попадалось под руку – заборы, стены, обрывки бумаги. Тягу к творчеству у своего служащего замечает уже упомянутый хлеботорговец. Он советует юноше отправиться в Крым и поступить в ученики к знаменитому Айвазовскому. Архип Куинджи следует совету и впервые прибывает в Крым в 1855 году, где в Феодосии пробует занять место среди учеников великого мариниста.
Однако уровень подготовки начинающего художника не удовлетворил мастера, и Куинджи в мастерской вынужден заниматься унизительным для любого творца трудом – красить заборы, стены, толочь краски.… Эта работа, разумеется, не приносила ни удовольствия, ни средств к существованию. Куинджи возвращается домой, в Мариуполь, где осваивает ремесло ретушера при фотостудии. На определенный срок это становится его хлебом. Куинджи работает ретушером в Одессе, Таганроге и даже предпринимает попытку открыть собственный фотосалон, но терпит неудачу. Неудачными были и первые две попытки стать студентом Академии художеств в Санкт-Петербурге.
Стать вольным слушателем этого престижного ВУЗа удалось благодаря картине, к сожалению, до нас не дошедшей. «Татарская сакля при лунном освещении на Южном берегу Крыма» была написана под влиянием полотен Айвазовского и по достоинству оценена Советом Академии. В эти же годы Куинджи знакомится с представителями движения художников-передвижников, и это знакомство дает начало расцвету творчества самого Архипа Ивановича.
В Крым Куинджи возвращается уже известным художником, сформировавшим и явившим миру свой стиль и свое мастерство. Общественность уже знакома с его знаменитыми полотнами «Лунная ночь на Днепре», «Березовая роща», «После дождя».
В 1886 году близ поселка Кикенеиз (Оползневое) художник покупает земельный надел в 245 десятин, где проживает со своей женой буквально в шалаше. Со временем затворничество Куинджи оканчивается, на участке появляется забавный разборной итовой дом, куда начинают прибывать ученики творца для проведения летней практики в окружье великолепных скал и моря.
Позднее Архип Иванович приобретает еще несколько участков близ Симеиза, Алупки, Кацивели.
Здесь и сам мастер возобновляет работу над картинами, и после почти 20 лет творческого молчания организовывает выставку, представляя несколько полотен. Среди них – «Христос в Гефсиманском саду». Сейчас эта картина является частью собрания Воронцовского дворца-музея и выставляется в Шуваловском корпусе.
Жизнь и творчество художника были связаны с самыми живописными местами Крыма — Мшаткой, Мухалаткой, Алупкой, Кикенеизом.… Среди его учеников были Николай Рерих, Константин Богаевский, Аркадий Рылов. А мастерски переданная Архипом Куинджи игра света – солнечного и лунного – по сей день остаются неповторимым образцом художественной техники.
Но по злой иронии судьбы именно в любимом Крыму Архип Иванович заболел воспалением легких - застудился во время одной из поездок. Супруга творца перевезла Куинджи в столицу, ближе к светилам медицины, но эскулапы, увы, оказались бессильны. Время было упущено, болезнь прогрессировала, а заболевание сердца только сократило шансы на благоприятный исход.
Архип Иванович Куинджи ушел из жизни 11 (24) июля 1910 года и нашел упокоение на Смоленском православном кладбище Санкт-Петербурга.
Также на полуострове жили и работали такие известные художники, как Константин Коровин и Константин Богаевский
Татьяна Гонтаренко