14 мая 2021 г. 16:09
08.11.2018Крым

Крымский мост - история с XIX века по 2018 год

 Мост через Керченский пролив, соединивший Крым и Краснодарский край, стал артерией, позволяющей быстро добраться на полуостров и покинуть его, не полагаясь на погоду и зависящую от неё паромную переправу. Но не все знают, что нынешний Крымский мост не первый реализованный проект, который соединял два берега пролива. Первые идеи были предложены более 100 лет назад.

Крымский мост через Керченский пролив

Мост через Керченский пролив: первые идеи

 Сейчас трудно поверить, но впервые практическая мысль связать мостом берега Кубани и Крыма появилась еще в XIX веке инженер Владимир Менделеев, сын создателя таблицы Менделеева. Его работа «Проект поднятия уровня Азовского моря запрудою Керченского пролива» вышла в 1899 году, уже после смерти автора.

 К идее сооружения моста вернулись в 1903 году. Во время правления Николая II было предложено 2 проекта:

  • северный, через косу Чушка;

  • южный, через косу Тузла.

 Правительство предполагало проложить железную дорогу через пролив и даже начались изыскания по южному варианту, но крест на проекте поставила вначале Первая Мировая война, а потом революция.

 В 1930-е годы проект решил возродить Иосиф Сталин. По плану железная дорога должна была соединить юг Украины и Поти в Грузии. Собственных сил на изготовление металлических частей СССР не хватило и был сделан заказ в тогда еще дружественной Германии. Но реализации проекта вновь помешала война.

 

Иностранный след - немецкий мост

 Надо сказать, что мост через Керченский пролив не давал покоя не только нам, но и иностранцам. Так, в 1901 году идею постройки моста рассматривало британское правительство, желавшее соединить железнодорожными путями Лондон и Дели. Уже были сделаны чертежи, но нехватка средств заставила империю отказаться от проекта.

 В 1943 году командование Вермахта решило ускорить переброску грузов и техники на Кавказ и весной начало строить мост через Керченский пролив. Тут и пригодились им детали, заказанные Сталиным и не отправленные немцами по назначению. Первоначально они хотели проложить железнодорожный мост и даже начали строить железную дорогу к косе Чушка со стороны Тамани. Планировалось, что длина моста составит 3,5 километра.

 Советские летчики и артиллеристы получили приказ не бомбить возводившиеся чудо архитектуры, так как правящая верхушка рассчитывала воспользоваться им после изгнания нацистов с полуострова. Но время шло, мост строился, пока в один момент немцы не остановили стройку.

Подвесная канатная дорога через Керченский пролив 1943 года

 Причина крылась в изменении положения на Кавказском фронте. Нужно было быстрее перебрасывать грузы через пролив и немцы решили заменить мост канатной дорогой.

подвесная канатная дорога через Керченский пролив

 Уже летом 1943 года канатка была запущена. Длина ее составила 5 километров. Она могла перевозить до 1000 тонн грузов в сутки, ее мощность использовалась на 50-80%. Также она известна под именем немецкий монорельс. В ней был предусмотрен разводящий механизм для прохода судов. Работала канатная дорога через Керченский пролив до осени 1943 года и была частично взорвана немцами при отступлении.

Советский мост через Керченский пролив 1944 года

 В СССР планировали отстроить мост по немецкому проекту и даже начали строительные работы на Кубани еще до освобождения Крыма. Был выбран вариант прокладки путепровода через Чушку к поселку Опасная. Для защиты стройки использовались войска противовоздушной обороны. Решение о строительстве моста приняли 25 января, хотя Керчь освободили только 11 апреля.

 Отметим, что с февраля 1944 года нашими войсками была возобновлена работа канатной дороги. Она перебрасывала в 150 вагонетках до 300 тонн груза ежедневно. Канатная дорога через Керченский пролив была заброшена после освобождения Крыма и осенью ее демонтировали, чтобы установить в Карпатах и помочь армии форсировать перевал. Но пока ее доставили на место, войска уже продвинулись далеко вперед.

мост через Керченский пролив - 1944 год фото

 Но вернемся к мосту. Первая деревянная свая была забита 24 апреля, первая металлическая — 5 мая, а уже 3 ноября по нему прошел первый поезд. Длина моста составила 4,5 километра, а строительство завершили за 150 дней. Быстро, но надо сказать, что по плану стройка должна была быть закончена и вовсе к 15 июля. Стройку форсировали, чтобы успеть к праздничному 7 ноября. На стройке работало до 10 000 человек, которые уложили 2 314 металлических и 2 000 деревянных свай. Было смонтировано 15 000 тонн пролетных строений и опор. На подходах к мосту уложили 69 км железнодорожного полотна.

 При создании моста использовали металлоконструкции и оборудование, которые оставили в спешке отступавшие немцы. Над фарватером установили двухпролетное 110-метровое поворотное устройство, которое разворачивалось на 90 градусов для пропуска кораблей.

 Но не все конструкции были установлены. Была закончена лишь первая очередь работ. Так, было завершено возведение только 5 ледорезов (из планировавшихся 116), а бетонные конструкции моста ещё не успели застыть, как начались осенние шторма. Это и помешало завершить комплекс работ, необходимых для пропуска льда, идущего из Азовского моря.

 Вторая очередь работ включала замену деревянных опор металлическими и установку ледорезов. Завершить их должны были к 1 января 1945 года. Всю зиму бушевали шторма и дул сильный ветер, мешавший работать.

 В конце той зимы случалось то, чего боялись. Порывы ветра пригнали ко входу в пролив массы льда, который 18 февраля разрушил 32 опоры и часть пролетов дороги упали в море. 20 февраля были разрушены еще 42 опоры. Кстати, чтобы спасти мост от давления на ледяное поле сбрасывались шашки, его бомбили с пушек и самолетов.

 После разрушения моста Сталин приказал отобрать у руководителей с тройки награды, но никого не расстрелял. Существует легенда, что Иосиф Виссарионович сказал «Наказывать не будем. Я сам в этом виноват». Было решено, что данный мост восстановлению не подлежит и начался его постепенный демонтаж. Но установленные в годы войны опоры мешали судоходству в этих местах вплоть до 1968 года.

Послевоенные проекты

 После войны были разработаны новые проекты моста – в высоком уровне и низком, но с разводным пролетом. Было предложено построить сразу автомобильное и железнодорожное полотна. Стоимость проекта оценивалась в колоссальную сумму 2 млрд рублей (по ценам 1949 года). Но после установки первых свай стало понятно, что опоры не держатся на грунте и проект был отложен.

 В 1949 году представили еще один проект, по которому мост должны были украшать стела с гербом и статуя Сталина.

мост через Керченский пролив - проект 1949 года

Паромная переправа Крым - Кавказ

 Вместо моста наладили работу паромной переправы, которая функционирует с 1953 года. Вначале на ней работали 4 железнодорожных парома. Позже к ним добавили 3 автомобильных. Паромы для поездов сняли с линии в начале 1990-х и вернули только в 2004 году. Паромная переправа получила основное признание в период с 2014 по 2018 годы, когда крымско-херсонская граница стала закрытой и почти весь автомобильный транспорт в Крым и обратно направился через Керчь.

Новый век - новый Крымский мост через Керченский пролив

 В связи с этим было принято решение реализовать императорский проект и 19 марта 2014 года решили строить новый Крымский мост. Было предложено более 70 вариантов, в том числе через Чушку и Тузлу. Именно последний вариант выбрали и утвердили в августе 2014 года. Было предложено построить параллельно автомобильный и железнодорожный мосты через остров Тузла и Тузлинскую косу. Стоимость работ составила 227 млрд рублей.

 Перед началом работ провели инженерные изыскания, проект моста обошел все возможные разломы с повышенной сейсмической активностью. Берега укрепили от возможных оползней. Было проведено разминирование территории – в результате обнаружили более 700 снарядов времен Великой Отечественной войны. В ходе подготовительных работ совершили более 3000 археологических находок. Все краснокнижные растения были пересажены из зоны строительства, а животные – переселены.

 В 2016 году началось возведение моста. Уже 10 марта начали возведение свай, а 12 апреля установили первую опору. Сваи устанавливались в морское дно на глубину до 90 метров (это на 78 метров глубже, чем в 1944 году). Общее число свай – 7000, опор – 595. Уже 29 августа 2017 года под мостом прошло первое судно.

Крымский мост 2018 фото длина история

 Зимой прошлого года сооружение путем голосования получило официальное имя — Крымский мост. Общая длина Крымского моста через Керченский пролив составила 19 километров.

 Его сделали не простой дорогой, а украсили его судоходной аркой, под которой находится фарватер. Высота конструкции над проливом в этом месте составляет 35 метров.

 Автомобильную часть сделали 4-х полосной — по 2 полосы в Крым и на Кубань.

 16 мая 2018 года было открыто (раньше срока) движение легковых автомобилей через Крымский мост. С 1 октября по нему разрешили проезд и грузовому транспорту (кроме машин, перевозящих опасные грузы). В результате паромная переправа стала совершенно невостребованной. На текущий момент через Крымский мост в обе стороны проехало более 3 миллионов машин. Пропускная способность моста — 40 000 машин в сутки. По нему разрешено двигаться только без остановок со скоростью до 90 км/ч.

 С конца июля начали укладывать рельсы – уже в 2019 году через мост планируется начать движение поездов, способных перевозить до 14 млн пассажиров ежегодно.

Крымский мост на карте Крыма

***

 Крымский мост уже стал символом Керчи, по нему организовывают экскурсии, а Восточно-Крымский историко-культурный музей-заповедник посвятил ему, как и мосту 1944 года, целый зал в своей экспозиции.

 

Андрей Минеев

КОММЕНТАРИИВойти через

Для комментирования необходимо авторизоваться.
За 13 мая 2021 на территории Республики Крым зарегистрирован 101 случай коронавирусной инфекцииЗа 13 мая на территории Республики Крым зарегистрирован 101 случай коронавирусной инфекции.
Крым, 14.05.2021
График плановых отключений электроэнергии в Симферополе, 2021Сверь адрес: график плановых отключений электроэнергии в Симферополе. Внесены корректировки на 17 мая.
Симферополь, 13.05.2021
Власти направят 5 млрд руб на детский туристический кешбэк, 2021Правительство России направит в этом году 5 миллиардов рублей на реализацию детского туристического кешбэка.
Россия, 13.05.2021
фестиваль «РозаФест 2021» - КрымФестиваль «РозаФест 2021» состоится в июне 2021 года в селе Крымская Роза Белогорского района Крыма.
Белогорск, 12.05.2021
фестиваль «ВелоПобеда» - Севастополь - май 2021Шестой ежегодный фестиваль «ВелоПобеда» пройдёт 30 мая в Севастополе.
Севастополь, 12.05.2021
фестиваль WineparkFest - Ялта, Крым - 2021Первый масштабный фестиваль WineparkFest пройдет в Крыму в конце мая 2021 года.
Ялта, 12.05.2021
Крымчанка Вероника Гурская выиграла чемпионат России по женской борьбеВ Улан-Удэ завершился преодолимпийский чемпионат страны по женской борьбе. Всего на турнир приехали 130 участников из 23 регионов страны.
Крым, 13.05.2021
В рамках Фестиваля  Автомотоспорта «ЕДИНСТВО 2021» в Алуште состоялись соревнования по автомобильным и мотоциклетным гонкамВторой этап чемпионата Республики Крым по автомобильным горным гонкам и Чемпионат Республики по мотоциклетным гонкам прошли 24 - 25 апреля 2021 года.
Крым, 13.05.2021
Чемпионат Крыма по футболу 2020/2021 - расписание матчей, результаты игр12 и 13 мая в Крыму состоится 23-й тур Премьер-лиги Крымского футбольного союза. Матчи пройдут в Бахчисарайском районе, Евпатории, Симферополе и Севастополе.
Крым, 12.05.2021
Госавтоинспекция г. Симферополя проводитпрофилактическое мероприятие «Пешеход!Пешеходный переход!»С 12 по 16 мая 2021 года в крымской столице сотрудниками Госавтоинспекции проводиться профилактическоемероприятие «Пешеход! Пешеходный переход!»
13.05.2021
Не позднее 1 июля необходимо уплатить страховые взносы с доходов, превышающих 300 тысяч рублей1 июля 2021 года истекает срок уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (ОПС) для плательщиков, которые не производят выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, в случае если их доход за 2020 год превысил 300 тысяч рублей.
11.05.2021
Реквизиты для уплаты страховых взносов в 2021 году!ИФНС России по г. Симферополю напоминает о необходимости уплаты страховых взносов до 31 декабря 2021 года.
11.05.2021
Жилая недвижимость / 1-комнатные квартиры
Сдам 1-комнатную квартиру, 32 кв.м
Сдам 1-комнатную квартиру, 32 кв.м
Симферополь, Москольцо
16 тыс. руб.,+счетчики,+свет,+вода,+газ,+к/у,+залог, ул.Киевская, пл. 32/18/6 кв.м, 3/5 эт., обычная планировка, панельный дом, центральное отопление, центральное (с горячей..
Торговля в Крыму / Детские товары
Продам Чехол на детский стульчик для кормления
Продам Чехол на детский стульчик для кормления
Феодосия
2150 руб., Пошив чехлов для детских стульчиков для кормления. Если Чехол на Вашем стуле потерся- можно легко его обновить. Мы г..
Услуги Крыма / Реклама, дизайн, полиграфия
Моментальная накрутка подписчиков в инстаграмм!
Моментальная накрутка подписчиков в инстаграмм!
Привет, друг.Я с радостью помогу тебе продвинуть твой аккаунт в инстаграме😊 100 живых подписчиков- всего 50 ру..