21 мая 2022 г. 21:41

Крымский мост - история с XIX века по 2018 год

 Мост через Керченский пролив, соединивший Крым и Краснодарский край, стал артерией, позволяющей быстро добраться на полуостров и покинуть его, не полагаясь на погоду и зависящую от неё паромную переправу. Но не все знают, что нынешний Крымский мост не первый реализованный проект, который соединял два берега пролива. Первые идеи были предложены более 100 лет назад.

Крымский мост через Керченский пролив

Мост через Керченский пролив: первые идеи

 Сейчас трудно поверить, но впервые практическая мысль связать мостом берега Кубани и Крыма появилась еще в XIX веке инженер Владимир Менделеев, сын создателя таблицы Менделеева. Его работа «Проект поднятия уровня Азовского моря запрудою Керченского пролива» вышла в 1899 году, уже после смерти автора.

 

 К идее сооружения моста вернулись в 1903 году. Во время правления Николая II было предложено 2 проекта:

  • северный, через косу Чушка;

  • южный, через косу Тузла.

 Правительство предполагало проложить железную дорогу через пролив и даже начались изыскания по южному варианту, но крест на проекте поставила вначале Первая Мировая война, а потом революция.

 В 1930-е годы проект решил возродить Иосиф Сталин. По плану железная дорога должна была соединить юг Украины и Поти в Грузии. Собственных сил на изготовление металлических частей СССР не хватило и был сделан заказ в тогда еще дружественной Германии. Но реализации проекта вновь помешала война.

 

Иностранный след - немецкий мост

 Надо сказать, что мост через Керченский пролив не давал покоя не только нам, но и иностранцам. Так, в 1901 году идею постройки моста рассматривало британское правительство, желавшее соединить железнодорожными путями Лондон и Дели. Уже были сделаны чертежи, но нехватка средств заставила империю отказаться от проекта.

 В 1943 году командование Вермахта решило ускорить переброску грузов и техники на Кавказ и весной начало строить мост через Керченский пролив. Тут и пригодились им детали, заказанные Сталиным и не отправленные немцами по назначению. Первоначально они хотели проложить железнодорожный мост и даже начали строить железную дорогу к косе Чушка со стороны Тамани. Планировалось, что длина моста составит 3,5 километра.

 Советские летчики и артиллеристы получили приказ не бомбить возводившиеся чудо архитектуры, так как правящая верхушка рассчитывала воспользоваться им после изгнания нацистов с полуострова. Но время шло, мост строился, пока в один момент немцы не остановили стройку.

Подвесная канатная дорога через Керченский пролив 1943 года

 Причина крылась в изменении положения на Кавказском фронте. Нужно было быстрее перебрасывать грузы через пролив и немцы решили заменить мост канатной дорогой.

подвесная канатная дорога через Керченский пролив

 Уже летом 1943 года канатка была запущена. Длина ее составила 5 километров. Она могла перевозить до 1000 тонн грузов в сутки, ее мощность использовалась на 50-80%. Также она известна под именем немецкий монорельс. В ней был предусмотрен разводящий механизм для прохода судов. Работала канатная дорога через Керченский пролив до осени 1943 года и была частично взорвана немцами при отступлении.

Советский мост через Керченский пролив 1944 года

 В СССР планировали отстроить мост по немецкому проекту и даже начали строительные работы на Кубани еще до освобождения Крыма. Был выбран вариант прокладки путепровода через Чушку к поселку Опасная. Для защиты стройки использовались войска противовоздушной обороны. Решение о строительстве моста приняли 25 января, хотя Керчь освободили только 11 апреля.

 Отметим, что с февраля 1944 года нашими войсками была возобновлена работа канатной дороги. Она перебрасывала в 150 вагонетках до 300 тонн груза ежедневно. Канатная дорога через Керченский пролив была заброшена после освобождения Крыма и осенью ее демонтировали, чтобы установить в Карпатах и помочь армии форсировать перевал. Но пока ее доставили на место, войска уже продвинулись далеко вперед.

мост через Керченский пролив - 1944 год фото

 Но вернемся к мосту. Первая деревянная свая была забита 24 апреля, первая металлическая — 5 мая, а уже 3 ноября по нему прошел первый поезд. Длина моста составила 4,5 километра, а строительство завершили за 150 дней. Быстро, но надо сказать, что по плану стройка должна была быть закончена и вовсе к 15 июля. Стройку форсировали, чтобы успеть к праздничному 7 ноября. На стройке работало до 10 000 человек, которые уложили 2 314 металлических и 2 000 деревянных свай. Было смонтировано 15 000 тонн пролетных строений и опор. На подходах к мосту уложили 69 км железнодорожного полотна.

 При создании моста использовали металлоконструкции и оборудование, которые оставили в спешке отступавшие немцы. Над фарватером установили двухпролетное 110-метровое поворотное устройство, которое разворачивалось на 90 градусов для пропуска кораблей.

 

 Но не все конструкции были установлены. Была закончена лишь первая очередь работ. Так, было завершено возведение только 5 ледорезов (из планировавшихся 116), а бетонные конструкции моста ещё не успели застыть, как начались осенние шторма. Это и помешало завершить комплекс работ, необходимых для пропуска льда, идущего из Азовского моря.

 Вторая очередь работ включала замену деревянных опор металлическими и установку ледорезов. Завершить их должны были к 1 января 1945 года. Всю зиму бушевали шторма и дул сильный ветер, мешавший работать.

 В конце той зимы случалось то, чего боялись. Порывы ветра пригнали ко входу в пролив массы льда, который 18 февраля разрушил 32 опоры и часть пролетов дороги упали в море. 20 февраля были разрушены еще 42 опоры. Кстати, чтобы спасти мост от давления на ледяное поле сбрасывались шашки, его бомбили с пушек и самолетов.

 После разрушения моста Сталин приказал отобрать у руководителей с тройки награды, но никого не расстрелял. Существует легенда, что Иосиф Виссарионович сказал «Наказывать не будем. Я сам в этом виноват». Было решено, что данный мост восстановлению не подлежит и начался его постепенный демонтаж. Но установленные в годы войны опоры мешали судоходству в этих местах вплоть до 1968 года.

Послевоенные проекты

 После войны были разработаны новые проекты моста – в высоком уровне и низком, но с разводным пролетом. Было предложено построить сразу автомобильное и железнодорожное полотна. Стоимость проекта оценивалась в колоссальную сумму 2 млрд рублей (по ценам 1949 года). Но после установки первых свай стало понятно, что опоры не держатся на грунте и проект был отложен.

 В 1949 году представили еще один проект, по которому мост должны были украшать стела с гербом и статуя Сталина.

мост через Керченский пролив - проект 1949 года

Паромная переправа Крым - Кавказ

 Вместо моста наладили работу паромной переправы, которая функционирует с 1953 года. Вначале на ней работали 4 железнодорожных парома. Позже к ним добавили 3 автомобильных. Паромы для поездов сняли с линии в начале 1990-х и вернули только в 2004 году. Паромная переправа получила основное признание в период с 2014 по 2018 годы, когда крымско-херсонская граница стала закрытой и почти весь автомобильный транспорт в Крым и обратно направился через Керчь.

Новый век - новый Крымский мост через Керченский пролив

 В связи с этим было принято решение реализовать императорский проект и 19 марта 2014 года решили строить новый Крымский мост. Было предложено более 70 вариантов, в том числе через Чушку и Тузлу. Именно последний вариант выбрали и утвердили в августе 2014 года. Было предложено построить параллельно автомобильный и железнодорожный мосты через остров Тузла и Тузлинскую косу. Стоимость работ составила 227 млрд рублей.

 Перед началом работ провели инженерные изыскания, проект моста обошел все возможные разломы с повышенной сейсмической активностью. Берега укрепили от возможных оползней. Было проведено разминирование территории – в результате обнаружили более 700 снарядов времен Великой Отечественной войны. В ходе подготовительных работ совершили более 3000 археологических находок. Все краснокнижные растения были пересажены из зоны строительства, а животные – переселены.

 В 2016 году началось возведение моста. Уже 10 марта начали возведение свай, а 12 апреля установили первую опору. Сваи устанавливались в морское дно на глубину до 90 метров (это на 78 метров глубже, чем в 1944 году). Общее число свай – 7000, опор – 595. Уже 29 августа 2017 года под мостом прошло первое судно.

Крымский мост 2018 фото длина история

 Зимой прошлого года сооружение путем голосования получило официальное имя — Крымский мост. Общая длина Крымского моста через Керченский пролив составила 19 километров.

 Его сделали не простой дорогой, а украсили его судоходной аркой, под которой находится фарватер. Высота конструкции над проливом в этом месте составляет 35 метров.

 Автомобильную часть сделали 4-х полосной — по 2 полосы в Крым и на Кубань.

 16 мая 2018 года было открыто (раньше срока) движение легковых автомобилей через Крымский мост. С 1 октября по нему разрешили проезд и грузовому транспорту (кроме машин, перевозящих опасные грузы). В результате паромная переправа стала совершенно невостребованной. На текущий момент через Крымский мост в обе стороны проехало более 3 миллионов машин. Пропускная способность моста — 40 000 машин в сутки. По нему разрешено двигаться только без остановок со скоростью до 90 км/ч.

 С конца июля начали укладывать рельсы – уже в 2019 году через мост планируется начать движение поездов, способных перевозить до 14 млн пассажиров ежегодно.

Крымский мост на карте Крыма

***

 Крымский мост уже стал символом Керчи, по нему организовывают экскурсии, а Восточно-Крымский историко-культурный музей-заповедник посвятил ему, как и мосту 1944 года, целый зал в своей экспозиции.

 

Андрей Минеев

08.11.2018Крым
Другие cтатьи о Крыме
Крымский мост через Керченский пролив - история, мост 1944 года, длина, факты, фото, карта
Информация про города-побратимы Ялты. История отношений, их след в истории Ялты. Факты о городах.
08.12.2018
Татьяна Гонтаренко
Крымский мост через Керченский пролив - история, мост 1944 года, длина, факты, фото, карта
Несколько простых советов как зимой оставаться в форме и поддерживать здоровье в норме.
01.12.2018
Крымский мост через Керченский пролив - история, мост 1944 года, длина, факты, фото, карта
Самые известные афоризмы, поговорки и цитаты про Крым, которые были тут придуманы или получили распространение.
24.11.2018
Татьяна Гонтаренко
Крымский мост через Керченский пролив - история, мост 1944 года, длина, факты, фото, карта
Недорогие туры и программы на Новый год 2019, которые предлагают крымские отели и тур. операторы.
17.11.2018
Татьяна Гонтаренко
Крымский мост через Керченский пролив - история, мост 1944 года, длина, факты, фото, карта
Краткий экскурс в мир рекламно-сувенирной продукции и список фирм, занимающихся ее выпуском в Симферополе.
10.11.2018
Андрей Минеев
Крымский мост через Керченский пролив - история, мост 1944 года, длина, факты, фото, карта
История проектирования и строительства моста через Керченский пролив. Все проекты от царской России до текущего времени.
08.11.2018
Андрей Минеев
Крымский мост через Керченский пролив - история, мост 1944 года, длина, факты, фото, карта
Описание городов-побратимов города Симферополя, история отношений, их след в истории Симферополя. Факты о городах.
27.10.2018
Андрей Минеев
Крымский мост через Керченский пролив - история, мост 1944 года, длина, факты, фото, карта
Рецепты интересных и вкусных блюд, которые можно повстречать за столом в крымских семьях.
25.10.2018
Крымский мост через Керченский пролив - история, мост 1944 года, длина, факты, фото, карта
Описание самых больших озер Крыма с пресной и соленой водой.
22.10.2018
Крымский мост через Керченский пролив - история, мост 1944 года, длина, факты, фото, карта
Информация про крымские водопады-рекордсмены. Узнайте, какие водопады Крыма самые большие, высокие и полноводные.
18.10.2018
Татьяна Гонтаренко
Крымский мост через Керченский пролив - история, мост 1944 года, длина, факты, фото, карта
Все про заповедники Крыма: факты и рекорды. Познавательная статья про охраняемые территории на полуострове Крым.
16.10.2018
Telegram-канал «Статьи о Крыме»
Парламент Крыма разрешил избираться на пост главы республики более двух разГоссовет Крыма принял поправки в региональную Конституцию, разрешив одному лицу избираться на пост главы Крыма более двух сроков подряд.
Крым, 20.05.2022
ВОЗ созывает чрезвычайную встречу из-за вспышки оспы обезьянВсемирная организация здравоохранения созывает чрезвычайную встречу экспертов из-за вспышки оспы обезьян.
Мир, 20.05.2022
график отключения света в Симферополе май 2022Сверь адрес: график плановых отключений электроэнергии в Симферополе в мае 2022 года. Внесены корректировки на 23-24 мая.
Симферополь, 20.05.2022
выставка «Азбука», Иван Языков - Симферополь - 202226 мая в Симферопольском художественном музее состоится открытие персональной выставки московского художника-графика Ивана Языкова.
Симферополь, 20.05.2022
игровые программы в Детском парке - Симферополь - май 2022На выходных самых маленьких посетителей Детского парка Симферополя ждут яркие и веселые игровые программы с зажигательными танцами, интересными конкурсами и захватывающими играми.
Симферополь, 20.05.2022
Афиша театра имени Горького (Симферополь) [июнь, 2022]Крымский академический русский драматический театр им. Горького приглашает зрителей на спектакли, которые пройдут в июне 2022 года.
Симферополь, 19.05.2022
реконструкция спорткомплексов в КрымуЗавершена реконструкция  «Дворца спорта» в Евпатории,стадион «Авангард» в Ялте и «Крымское среднее профессиональное училище (техникум) олимпийского резерва» в селе Краснолесье Симферопольского района.
Крым, 19.05.2022
К концу лета в Алупке появится новый стадионВ Алупке приступили к строительству стадиона. Здесь появится футбольное поле размером 90х60 метров для тренировок и проведения соревнований.
Крым, 18.05.2022
Россия – ферзь, у него очень много недоброжелателей, — КарякинОдин из сильнейших шахматистов мира, гроссмейстер, крымчанин Сергей Карякин в интервью «Крымскому журналу» провёл аналогию с «Великой шахматной доской» Збигнева Бжезинского которая сравнивает геополитику с шахматной партией.
Крым, 18.05.2022
В Симферополе предупреждающие граффити напоминают основные правила безопасности на дорогеСотрудники Симферопольской Госавтоинспекции и волонтеры автошколы провели социальную акцию под названием «Граффити безопасности».
20.05.2022
итоги профилактического мероприятия «Внимание – дети!» СимферопольС 17 по 19 мая на территории г. Симферополя было выявлено 195 нарушений Правил дорожного движения, в том числе влияющих на аварийность с участием несовершеннолетних пешеходов.
20.05.2022
Лучше купить дом или участок под строительствоВ России число желающих купить дом начало расти в период пандемии, тогда и стали расти цены и на строительные материалы, и на готовые дома. Поэтому покупатели находятся в ожидании.
19.05.2022
Земельные участки / Участки под ИЖC
Продам Участок под ИЖC, площадь 10 сот.
1 млн. руб., прямоугольный, собственник, РФ-право, Сакский р-н, с.Журавли, ул.Виноградная 21 Участок ИЖС, 10 соток, всё коммуникации имеются, документы российского образца.
Общение и увлечения / Знакомства для создания семьи
Познакомлюсь с Женщиной
Алушта
Познокомлюсь с Дев/ Женщиной для серьезных отношений и создание семьи звоните и пишите буду рад знакомству.
Общение и увлечения / Досуг и отдых
Ищу жильё
Севастополь
Ищу жильё район Паршина Горпищенко о себе женщина 65 веду активный образ жизни.