Мраморная пещера
Мраморная пещера – одна из тех самых, «must see» (обязательных к просмотру, посещению), достопримечательностей, которые стоит посетить, оказавшись в Крыму. Часто подобные туристические объекты называют визитными карточками полуострова, и мы не обошли их вниманием в прошлых статьях.
Эта удивительная пещера находится на территории горного массива Чатыр-Даг (шатёр-гора в переводе с тюркского), на его нижнем плато, и наглядно демонстрирует феномен исследований в области спелеологии (наука об изучении пещер). А заключается данный феномен в том, что «белые пятна» на карте пещер будут, пожалуй, всегда, и возможность совершить уникальное открытие в подземном мире остаётся по сей день, когда на поверхности все «самые-самые» уже давно определены.
Так произошло и с Мраморной пещерой. Массив Чатыр-Даг, казалось, был исследован вдоль и поперёк. Первые серьёзные научные изыскания проводили в этих краях с 1927 года! А фундаментальные труды участников комплексных карстовых экспедиций 50-70-х годов описали, как думалось, все чатырдагские пещеры, гроты, шахты и колодцы.
Но недра горы всё еще таили в себе не сюрпризы. В 1987 году на северно-восточном склоне массива, который спелеологи меж собой окрестили малоперспективным в плане открытий участком, обнаружился небольшой разлом, затерявшийся среди каменных нагромождений и слоя палой листвы. Разлом продолжился двухуровневым колодцем, не самой внушительной глубины (6 метров), однако то, что ждало исследователей далее, превзошло самые смелые ожидания.
Уже на шестиметровой глубине начиналась внушительных размеров галерея с высоким сводами и богатым натёчным убранством. Редкая удача! За изучение пещеры взялись ребята из Симферопольского клуба спелеологии, и вскоре стало очевидно – находка не имеет аналогов на всём полуострове! Это была полноценная пещерная система с множеством залов, уровней, уникальными объектами и поразительными по красоте натёчными фигурами. Такое богатство нуждалось в охране и ни в коем раз не должно было пребывать в забвении!
Так было принято решение оборудовать пещеру для посещений, а на базе Симферопольского спелеоклуба возник Центр спелеотуризма «Оникс-тур» - организация, силами которой велись работы по изучению и благоустройству Мраморной.
Кстати, своим нынешним именем подземная красавица обзавелась не сразу. Первое «полевое» название пещеры - «Афганская». Оно было дано в честь крымских воинов-интернационалистов, но несколько диссонировало с будущим назначением пещеры – туристический и, по сути, развлекательный объект.
Поскольку пещера заложена в толще верхнеюрских мраморовидных известняков, решили не мудрствовать лукаво и окрестить её Мраморной.
Первых посетителей Мраморная пещера приняла в 1989 году. Для начала был оборудован небольшой, получасовой маршрут, но и он позволял в полной мере проникнуться сказочной атмосферой подземных чертогов этой, в общем-то, немаленькой пещеры.
Длина Мраморной составляет 2055 метров, галереи уходят вглубь на 80 метров, что позволяет пещере считаться одной из самых крупных не только на массиве Чатыр-Даг, но и во всем Крыму.
Спелеологи часто сравнивают пещеры с домами. Как и высотки пещеры делятся на этажи-уровни, а подземные залы – некие аналоги квартир. В Мраморной два этажа – верхний и нижний. Верхний уровень отличается более внушительными объемами, и его известная на данный момент часть оборудована для посещения практически полностью. Также верхний этаж делится на две галереи – Главную галерею и так называемый Тигровый Ход. Последний считается самой древней частью Мраморной. Возможно, образование пещеры началось именно отсюда.
К слову о возрасте. Не секрет, что образование пещер – дело не одного миллиона лет. В частности, возраст Мраморной оценивается интервалом от 8 до 12 миллионов лет. Тогда в слое верхнеюрских известняков закладывалась основа для будущей достопримечательности – формировались под действием мощной подземной реки ходы, залы, галереи. Со временем река покидает промытое ложе, уходя на неведомые глубины, но вскоре творец-вода появляется на сцене вновь, но уже в виде крошечных капель, просачивающихся сквозь пористый известняк с поверхности.
Это талые и дождевые воды, которые, преодолевая толщу пород, насыщаются содержащимися в них минералами (в нашем случае – кальцит в составе известняков).
Таким образом, на своде пещеры зависает уже не капелька простой воды, а настоящий стройматериал для удивительных натёчных изваяний.
Минерал, содержащийся в капле воды, оседает на сводах, стенах, полу и так, микрон за микроном, столетие за столетием, формируется убранство пещер.
Напомним, что на своде «растут» сталактиты, навстречу им с пола поднимаются сталагмиты – всегда более массивные и разнообразные по форме (ведь бОльшая часть минерала, всё-таки, оказывается внизу вместе с каплей), а если эти два вида натёков срастаются меж собой, возникает кальцитовая колонна – сталагнат.
Сталагнаты со временем превращаются в единое целое, создавая нечто, вроде стен, перегораживающих пещерные галереи, создавая подземные лабиринты, потайные залы, укромные ниши.
Чего-чего, а удивительных натёков в Мраморной великое множество! Ближняя часть пещеры (именно она была оборудована для первых посетителей) называется, благодаря созданным природой скульптурам, Галереей Сказок. Попав сюда, стоит лишь немного дать волю фантазии и перед глазами пронесется вереница забавных образов – верблюд, мамонтёнок, семья кроликов, Пизанская башня, кактусовая плантация, собака Баскервилей, Привидение из Карлсона, Ёжик в тумане.
Поиск героев любимых мультфильмов, сказочных персонажей или образы мировых достопримечательностей в очертаниях сталагмитов и кальцитовых каскадов приведет в восторг и взрослого, и ребёнка.
Но центральным персонажем Галереи Сказок, как, впрочем, и всей пещеры, считается Хозяин Мраморной. Это массивный сталагмит, напоминающий серьёзный мужской профиль. Хозяин встречает гостей буквально на входе и пристально следит, чтобы никто не баловался во время подземной прогулки
Но Галерея Сказок – лишь прелюдия к настоящей симфонии воды и камня. Главная галерея продолжается неимоверным Обвальным залом, размеры которого способны поразить любого. Это самый большой пещерный зал среди крымских пещер и один из крупнейших оборудованных залов среди пещер Европы.
В цифрах: длина зала превышает 100 метров, а высота сводов достигает 28 метров. Если говорить «в попугаях», то это невероятное подземное пространство способно вместить в себя футбольное поле и стандартную панельную девятиэтажку!
Но и это ещё не все! Главная изюминка зала – грандиозное глыбовое нагромождение, которое, по словам спелеологов, занимает 1/3 объема всего Обвального! По приблизительным оценкам, около миллиона лет тому назад от свода зала отошёл пласт породы и рухнул вниз, образовав весь этот каменный хаос. Остаётся только представить себе грохот, сопроводивший сие действо!
Среди гигантских валунов (а некоторые размером с автобус!) проложена удобная бетонная дорожка с перилами, окружающее пространство грамотно подсвечено, так что гостей пещеры ждёт незабываемое путешествие в самое сердце древнего обвала. А неразбериха, действительно, грандиозная. К слову, из-за неё зал имеет второе название – Зал Перестройки, ведь пещеру обнаружили в самый разгар этого политического события, порядком не отличавшегося.
Обвальный зал плавно перетекает в Зал Жемчужных озёр, главная достопримечательность которого – каскад гуровых ванночек. Гуры – кальцитовые плотины, формирующиеся по течению воды. Со временем бортик плотины растёт и, замкнувшись, превращается в крохотную заводь. Иногда на дне подобных заводей появляются так называемые оолиты. Механизм их возникновения схож с образованием жемчужин, отсюда и название – пещерный жемчуг.
Особенность этой части пещеры – уникальная акустика. Отсутствие естественных преград, объемы галереи, сочетание климатических факторов (температура и влажность) делает Зал Жемчужных озёр великолепным концертным залом. Разумеется, возможность подчеркнуть эту акустику упускать было нельзя, поэтому сегодня здесь установлена аудиоаппаратура, проигрывающая атмосферные мелодии. До пандемии в зале проводились концерты классической музыки. Надеемся, что эта практика вскоре возродится.
В Зале Жемчужных озёр оборудованная часть Главной галереи заканчивается. Далее есть еще два небольших зала – Дворцовый и Глиняный, однако они не столь аттрактивны. Здесь меньше натёков, свод постепенно сходит на нет, и тропа упирается в узкий лаз, забитый глиной. Кто знает, быть может, за ним кроется не менее грандиозное продолжение, но это уже стезя спелеологов.
На этом месте мы временно приостановим нашу виртуальную экскурсию. Пока мы ознакомились лишь с половиной оборудованного маршрута, но вторая его часть не менее примечательна.