Старое Севастопольское шоссе Ялта - Севастополь
Старое Севастопольское шоссе часто называют дорогой, на которой редко встретишь автомобиль, хотя ранее это была единственная транспортная «артерия» соединявшая Ялту и Севастополь.
Но нынче транспорт на Старой Севастопольской дороге – редкий гость, что неудивительно, ведь в нескольких сотнях метров ниже от нее проложено новое Южнобережное шоссе (1972 года постройки). При строительстве этой автодороги был пробит тоннель через «тело» вулканического «дракона» Ай-Йори и разрушена часть «хребта» горы Кошка, по «спине» которой теперь вовсю катается транспорт. Такая технологическая роскошь в 1824-1844 годах строителям дорог только снилась…
Старая Севастопольская дорога - как добраться
Въездов на Старую Севастопольскую дорогу несколько, но дабы узреть все красоты от и до, лучше начать свое путешествие из Фороса. Держите путь на знаменитую «парящую» Форосскую церковь, о которой мы уже писали, и поверните направо на развилке немного не доезжая до нее.
Места эти имеют дурную славу оползнеопасных. Собственно, одно из сёл, через которые проходит полотно Старой Севастопольской дороги, получило своё название в честь этого неприятного геологического процесса. Это Оползневое, известное ещё и тем, что в его окрестностях выращивается тот самый знаменитый сладкий крымский или ялтинский лук. Считается, что главную роль в формировании фирменного вкуса лука играет почвенный состав (смесь известняков и вулканических пород) и палящее южное солнце.
Сама старая Севастопольская дорога то и дело подвергалась разрушениям, но сейчас отремонтирована и по ней можно без проблем проехать на велосипеде, мотоцикле и любом авто.
Путешествуя по Старой Севастопольской дороге, вы окажетесь у подножия перевала Шайтан-Мердвен (Чертова лестница). Сам Александр Сергеевич Пушкин, держась за хвост вьючного ослика, преодолел его во время крымских путешествий, а в античные времена через горные «ворота» пролегала так называемая via militaris - римская военная дорога. По ней римские воины, в полном обмундировании, вес которого достигал нескольких десятков килограмм, шагали из укрепления Харакс, что на мысе Ай-Тодор, в сторону Херсонеса. Древние крепиды, сделанные на совесть, можно увидеть по ту сторону перевала и сегодня.
Также вам встретится Симеизская обсерватория, созданная совместными усилиями сотрудников Пулковской обсерватории и крымского мецената Николая Мальцова («хозяина» популярного среди русской интеллигенции дачного курорта в Симеизе).
Заканчивается путешествие возвращением на нынешнюю трассу Ялта – Севастополь, аккурат над Алупкой.