Бюджет Крыма - история, реалии и прогнозы
Бюджет — (от старонормандского bougette — кошель, сумка, кожаный мешок) — форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.
От величины бюджета и его сбалансированности зависит уровень жизни граждан, то есть нас с вами. Чем больше источников его наполнения - тем стабильнее экономическое положение в регионе.
Бюджет Крыма принимается Государственным Советом Крыма и может корректироваться законами Республики Крым.
Доходная часть бюджета Крыма формируется из 3 составляющих — налоговых платежей и неналоговых отчислений, собираемых в Крыму, и безвозмездных поступлений из федерального бюджета России, которые компенсируют дефицит бюджета.
Немного истории
Считается, что Крым всегда был дотационным, пока пребывал в составе Украины, и его кормили за счет денег, собираемых в других областях. На самом деле, на долю Крыма приходилось не так много материальной помощи, как могло бы показаться, например, на Киев приходилось почти в 10 раз больше субсидий, чем на весь Крым. К тому же нужно учитывать, что многие крымские предприятия были отданы под юрисдикцию Украины, и основные налоги от их деятельности уходили за пределы Крыма.
После референдума 2014 года и воссоединения Крыма с Россией, федеральный бюджет РФ взял на себя большую нагрузку по финансовой помощи крымчанам. Предстояло решить множество задач по адаптации всех сфер жизни Крыма к современным российским условиям, перестроить законодательство, экономику и сферы социальной жизни, приближая их к стандартам РФ.
Сейчас многие украинские политики злорадно потирают руки, глядя на внушительные финансовые вливания в Крым со стороны России, и выставляют крымчан, как перманентных нахлебников на шее любого государства. Это, конечно, не так. Они просто не понимают, или, вернее, делают вид, что не понимают, что эти вливания — прямое следствия не самого лучшего состояния Крыма после распада СССР, которое было обусловлено именно специфической политикой киевских властей.
Крым по сравнению с другими субъектами РФ
В России регулярно проводятся исследования и строится рейтинг российских регионов по качеству жизни. В этом рейтинге Крым оказался в 2016 году на 66 месте, а в 2015 году занял 76 место из 85 возможных. В 2014 году такого исследования не было, но можно легко понять, что Крым оказался бы на последней строчке.
По итогам 2016 года в рейтинге социально-экономического положения субъектов РФ Республика Крым находилась на 57 месте, по инвестициям в основной капитал — на 6 месте, по росту реальных денежных доходов населения — на 1 месте.
За первое полугодие 2017 года Крым стал лидером по темпам роста работ в строительстве, приросту доходов консолидированного бюджета и реальных денежных доходов населения, а Севастополь — по росту розничной торговли.
Понятно, что ни Крым, не Севастополь, не могут в одночасье, или даже за пару лет преодолеть тот разрыв с другими регионами России, который был накоплен за 25 лет «незалежности». Но даже по этим немногим цифрам можно видеть, что переходный период приносит свои плоды и Крым больше не является белой вороной в российской экономике.
Доходы и дефицит бюджета Крыма
В 2015 году налоговые и неналоговые доходы бюджета Крыма составили 31,4 млрд рублей, в 2016 году — 40,6 млрд рублей, в 2017 году ожидается 48,2 млрд рублей.
В 2015 года дефицит бюджета Крыма достигал 54,6 млрд рублей, в 2016 году - 19,5 млрд рублей.
На 2017 год изначально в законе о бюджете закладывался дефицит на уровне 3,1 млрд рублей, однако в процессе исполнения бюджета дефицит был снижен по сравнению с прогнозами в 2,6 раза — до 1,2 млрд рублей.
Консолидированный бюджет на 2017 год
На 2017 год доходы консолидированного бюджета республики Крым планировались на уровне 131,7 млрд. рублей. При этом поступления в бюджет Крыма за первое полугодие уже превысили половину ожидаемого дохода.
По данным инвестиционного портала республики Крым, за первое полугодие 2017 года консолидированный бюджет пополнился на 67,1 млрд. рублей. Это на 51% больше чем за аналогичный период прошлого года. Что приятно, почти половина дохода приходится на внутренние ресурсы Крыма.
Так, 46,8% поступлений или 31,447 млрд рублей составляют доходные статьи республики (42,2% или 28,314 млрд рублей - это доходы от налогов и 4,6% или 2,996 млрд рублей - неналоговые поступления).
Эти цифры свидетельствуют о росте самостоятельных доходов республики Крым. В целом, ожидается, что в бюджет поступит 170,3 млрд. рублей. Пока после первого полугодия этот план выполнен только на 39,76%.
Поступления в бюджет Крыма по видам налоговых отчислений
Картина основных налоговых поступлений в бюджет Крыма по видам деятельности (в млрд рублей) выглядит так:
-
Налог на прибыль организаций — 13,369 (19,92% общего дохода);
-
НДФЛ — 9,928 (14,78%);
-
Акцизы — 1,295;
-
Упрощенная система налогообложения — 1,053;
-
На имущество организаций — 0,856;
-
Единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности — 0,308;
-
Земельный налог — 0,253;
-
Патентная система налогообложения — 0,238;
-
Транспортный налог — 0,049;
-
Единый с/х налог — 0,013;
-
На игорный бизнес — 0,003;
-
Прочие источники дохода — 0,165.
Поступления в бюджет Крыма по сферам деятельности
Здесь показано, сколько отчислений в бюджет Крыма поступает от конкретных сфер деятельности (в млн руб.).
-
Добыча полезных ископаемых — 10485,671;
-
Торговля — 2362,324;
-
Обрабатывающие производства — 2552,5463;
-
Строительство — 1823,407;
-
Гос. управление и военная безопасность — 1732,708;
-
Здравоохранение — 1327,034;
-
Образование — 1287,758;
-
Транспортировка и хранение — 992,438;
-
Обеспечение электроэнергией, паром, газом — 870,693;
-
Операции с недвижимостью — 728,004;
-
Финансовая и страховая деятельность — 505,486;
-
Информация и связь — 492,263;
-
Деятельность гостиниц и предприятий общепита — 441,964;
-
Сельское и лесное хозяйство — 412,170;
-
Научная деятельность — 391,325;
-
Административная деятельность — 257,532;
-
Культура — 223,076;
-
Водоснабжение — 185,858;
-
Прочие услуги — 89,486;
-
Домашние хозяйства — 0,842;
-
Прочие источники дохода — 375,505.
Основные налогоплательщики в Крыму
Основную часть налоговых отчислений в бюджет республики обеспечивают следующие предприятия (читайте статью про основные предприятия в Крыму):
-
АО «ПБК Крым» - крупнейший в Крыму завод по производству пива и безалкогольных напитков.
-
ООО «К-Телеком» - оператор мобильной связи в Крыму, зарегистрированный в 2014 году и использующий частоты МТС.
-
«Крымская железная дорога» - занимается обслуживанием системы железных дорог на полуострове.
-
Аэропорт «Симферополь» - принимает внутренние авиарейсы по России. Занимает 5 место в стране по пассажирообороту.
-
«Массандра» - крупнейшее в Крыму предприятие, занимающееся изготовлением вина.
-
Крымский винно-коньячный завод «Бахчисарай» - предприятие полного цикла, которое изготовляет вино, коньяк, водку, сидр и другие виды алкогольной продукции.
-
«КД Коктебель» - современный коньячный и винодельческий завод.
-
«КрымЭнерго» - крупнейшая энергетическая компания полуострова, занимающаяся передачей электрической энергии по всему Крыму.
-
КФУ — учебное заведение, объединившее в 2014 году более десятка ВУЗов Симферополя.
-
ССК «ГазРегион» - занимается строительством и магистральных трубопроводов для нефтегазовой отрасли.
На их долю суммарно приходится 14,4% всех налоговых поступлений.
Бюджетная политика Крыма - прогноз на будущее
Крым впервые начал формировать трехлетний бюджет вместо однолетнего. Ранее в регионе действовал переходный период подготовки бюджета, он предполагал, что формирование бюджета осуществляется сроком на один год, при этом в республике не применялись отдельные нормы Бюджетного кодекса РФ, например, не осуществлялось формирование дорожного фонда республики, а кредиты местным бюджетам могли предоставляться из бюджета Крыма сроком на один год.
Бюджет Республики Крым на 2018 год и плановый период 2019-2020 годов планируется без дефицита, так как Крым теперь наряду с другими субъектами должен придерживаться принципа сбалансированности бюджета.
Объем налоговых и неналоговых доходов бюджета Республики Крым на 2018, 2019, 2020 годы прогнозируется в сумме 50,9 млрд рублей, 51,8 млрд рублей и 54,2 млрд рублей соответственно.